Журналист
АНАТОЛИЙ ОМЕЛЬЧУК

Ученый ИОСИФ СМУЛЬСКИЙ

Прямой
эфир в Регион-Тюмень, 23 мая 2003 г.

ПЕРСОНА
ИОСИФ СМУЛЬСКИЙ
(ученый)

- Во многом знании - много печали. Это - завет ...Зачем торопиться к Великой Печали?

К счастью, этот завет мне не известен. И новое знание об окружающем мире мне всегда доставляет радость.

- Ещё не состоялись миллиарды открытий. Так? И ничего - мир держится?

Мир существовал до появления людей и останется, если даже люди исчезнут. Но человеческое общество с каждым новым открытием поднимается на одну ступеньку выше в своем развитии.

- Когда в последний раз Вы самостоятельно чинили утюг?

Утюг у меня уже 10 лет не ломается. Но многие вещи стремлюсь чинить сам.

Этот вопрос подразумевает, что ученый - не от мира сего и не в состоянии справиться с элементарными бытовыми проблемами. Это ошибочное мнение и в большей степени характеризует неуча и неумеху. Ученый - это весьма способный человек, для которого нет никаких проблем в любой области. Ученые - это выдающиеся люди. Именно они берутся за такие задачи, которые рядовые люди не могут решить. Ученые - это люди, которые обладают колоссальным трудолюбием, огромнейшей выносливостью. Из ученых тот добивается больших результатов, у кого больший объем получится из произведения трех сомножителей: знание, трудолюбие и выносливость.

- Чего боитесь в жизни?

Больше всего огорчает напрасно потерянное время.

- Любая академия наук - это легитимный филиал сумасшедшего дома?

Если под Академией понимать организацию ученых, которая способствует их деятельности, то такая академия - весьма нужная.

- Факты - упрямая вещь? Или это наш мозг не поворотлив?

Факты - самый надежный критерий истинности наших рассуждений. Однако в науке часто под фактом понимается интерпретация явления, причем ошибочная.

- У поэтов есть музы. Они - вдохновляют...А муза ученого?

Муза, вдохновение... Что это такое? Я наблюдал за работой мозга, своего, своих знакомых и познал особенности его работы. Мозг самостоятельно, даже во время сна, проверяет и систематизирует накопленные за день сведения, в результате чего у человека проясняется понимание обстоятельств. Так и наступает озарение. Так что муза есть у каждого и каждому помогает.

- Миллиарды людей не догадываются о существовании теории Эйнштейна. И скорее - счастливы?

Раньше, лет 30 назад о теории относительности люди знали больше. А сейчас многие с высшим образованием путают теорию относительности с теорией вероятности. По существу теорию относительности изучили очень небольшое количество физиков, которых во всем мире можно сосчитать по пальцам. Однако она оказала влияние на всю нашу цивилизацию: на миропонимание и мышление. Теория относительности не дала миру ни чего положительного. А что отрицательное она дала? Был создан новый метод познания мира, который заключается в том, что вместо изучения, познания мира, мир создается, конструируется на основании гипотез.

К сожалению, этот метод в последние два десятка лет применяется к человеческому обществу. А гипотезы для создания таких социальных теорий выдвигают все кому не лень и в основном безответственные люди. Поэтому над обществом весит проблема самоуничтожения, пока этот метод будет находиться в применении. Так что счастливы люди не будут, пока теория относительности будет оказывать влияние на их жизнь.

- Человечество чему-нибудь учится? Или только использует этот божественный мир в своих мелкокорыстных целях?

С каждым новым знанием о мире человечество становится совершеннее и все дальше отдаляется от других существ, которые не в состоянии накапливать знания и передавать их своему потомству. И чем больше знаний у человека, тем более оптимально он обустраивается в окружающем мире и тем большую заботу и помощь может оказывать среде обитания и её обитателям.

- Если бы Вы не занялись наукой, - какой иной вид деятельности привлек бы Ваше внимание?

В детстве я видел себя путешественником, моряком.

- А торговать?

В жизни приходилось выполнять разные работы. И я счастлив, что большую часть жизни занимаюсь наукой. После перестройки несколько раз встречал в г. Новосибирске одного доктора наук. Он стал мелким торговцем. Например, закупил по дешевке ложки для обуви. Потом, через полгода продал их по цене в 1000 раз большей. Он говорил: " какой я был дурак, что занимался наукой. Какая это тяжкая и неблагодарная работа. Только теперь я понял, что такое радостный и любимый труд". После этих слов мне вспомнилась его научная деятельность. Действительно, для него это был тяжелый труд. Ему хотелось заниматься наукой, потому что это было престижно. По-видимому, хотелось иметь какие-то блага за счет своих занятий. А для достижения необходимого уровня, если не имеешь способностей, нужно тянуться из всех жил, да ещё подковерные способы применять. Какой вывод: "Не в свои сани не садись".

- Были выборы в вашей жизни?

Приходилось заниматься выбором работы. Проходил также избрание по конкурсу.

- Российская наука - нереализуемый товар?

Ученые - это люди, которые отдают все свои силы для получения знаний о мире. Применением знаний, тем более продажей, им нет времени заниматься. Задача использования знаний, как и других результатов труда, должна решаться людьми, которые управляют обществом. Сейчас правительство преследует другие цели. Вопросы использования результатов труда граждан, создания условий для успешного труда, повышения его эффективности правительство не рассматривает. Поэтому нереализуемым товаром являются результаты труда всего российского общества, а не только российской науки.

- Если бы Вам запретили заниматься наукой? Под страхом смерти?

Кибальчич перед казнью торопился вывести уравнение реактивного движения, а Архимед, занятый вычислениями, сказал римскому воину, занесшему над ним меч: "Погоди!" По-видимому, не только смерть, но и боги не в силах запретить человеку стремиться познать тайны Природы.

- Что хочется доказать человечеству?

Из побудительных мотивов занятий наукой, я думаю, тщеславие не является главным.

- Движение, считается - это жизнь. А стабильность?

Да, все в мире движется и изменяется. А стабильность не означает покой, а представляет собой устойчивое движение.

- Когда Вы ощущаете свою ненужность? Бывает?

Конечно, бывают моменты разочарований, как правило, когда в результате большой работы не получается ожидаемый результат. Очень часто, а может всегда, после этой неудачи выясняется что-то новое, ранее неизвестное.

- Что такое, на Ваш взгляд, развитие науки?

Развитие науки - это многоплановый процесс. Но я думая, что с уверенностью можно сказать: "Если за какой-то период времени мы ничего нового о мире не узнали, то развития науки не было".

- В Тюмени наука развивается?

В таких выдающихся научных центрах, как Новосибирский Академ-городок, Дубна, Пущино и др. наука переживает не лучшие времена. Не думаю, что в Тюмени состояние с наукой лучше.

- Тюмень - интеллектуальная яма?

Не сказал бы. Здесь много оригинальных людей, мыслителей. Существуют различные клубы по интересам, национальные, многие годы функционировал клуб "экология разума", где даже обсуждались понятия интеллект, разум, рассудок.

- Что с Вами в этой жизни не случилось?

Перечень того, что может произойти - бесконечен. Может, рассказать какой-либо случай?

- Вы довольны своей судьбой? Это верная постановка вопроса: доволен судьбой?

Да, доволен. Верная постановка.

- У Вас есть кумир в науке?

Восторгаюсь многими учеными: Гиппарх, Птолемей, Архимед, Ньютон, Ломоносов, Менделеев и др.

- Ученые хорошо устроились - получают небольшие, но: деньги - за собственные удовольствия?

Многим понравилась шутка: "Наука - это удовольствие за государственный счет". Как известно, шуткой является любое абсурдное утверждение, в котором слегка просматривается реальная возможность. Да, действительно в СССР наука была гипертрофированна, и престиж ученых был достаточно высок. Это привело к тому, что в науку устремились люди к ней несклонные. Вот к ним и имеет реальное применение эта шутка.

Во все времена ученые не были богатеями. Сейчас все возвращается на круги своя. Теперь в науку ради престижа проходимцы не пойдут. Надо бы до такого уровня снизить зарплату политикам и управленцам. Тогда и в Думе, и в Правительстве у нас будут только достойные люди.

- Как ученый Вы - востребованы? И - использованы?

Да. Приходят слова признательности, благодарности от людей, которые использовали мои работы.

- Когда Вам лучше творится: весной или осенью?

Лучше на северной стороне и в пасмурный день.

- Вы можете представить себя плейбоем?

О журнале слышал, а что собой представляет эта профессия или занятия - не представляю.

- Человечество прогрессирует: и это прогресс безумия?

В общем, от цивилизации к цивилизации человечество прогрессирует. Однако, как мы знаем, всплеск развития каждой предшествующей цивилизации заканчивался упадком. И передовые мыслители видели причины такого безумного поведения, но изменить ничего не могли. С последних десятилетий 20ого века у нас также начался этот безумный процесс упадка. Отправной точкой я бы поставил сворачивание лунной программы у нас, а затем у США. У человечества исчезла созидательная цель. Сейчас пропагандируется разрушительная для общества идея: удовлетворение прихотей индивидуума за счет всего общества.

Многие мыслители задумываются о судьбах нашего общества, разные видят причины и разные предлагают рецепты. Смогут они найти правильное решение и убедить в нем все общество? Если не смогут, то нашу цивилизацию ждет участь всех предшествующих.

Основные научные
результаты
Смульского

1964г. Решил уравнения взаимодействия частей машины Дина и доказал невозможность движения за счет внутренних сил.

1967г. Защитил дипломный проект "Космический лифт".

1968г. Решил уравнение Даламбера и получил выражение для силы взаимодействия двух движущихся зарядов.

1973г. Сформировался подход по описанию взаимодействий относительно движущихся тел на основе силы, зависящей от скорости.

1980г. Защитил кандидатскую диссертацию по исследованию вихревых камер.

1988г. Опубликована статья о новом показателе загрязнения атмосферы.

1992г. Опубликована книга "Аэродинамика и процессы в вихревых камерах", в которой представлены методы расчета вихревых явлений.

1994г. Опубликована книга "Электромагнитное и гравитационное взаимодействия", в которой представлены новые методы расчета взаимодействий.

1997г. Опубликована статья "Стоковая теория смерча", в которой раскрыты механизмы образования атмосферных вихрей.

1999г. Опубликована книга "Теория взаимодействия", в которой представлен безгипотезный метод описания и расчета взаимодействий в окружающем мире.

2001г. Опубликована статья "Шнековые ветродвигатели и их особенности", в которой изложены научные основы, разработанных автором ветродвигателей нового типа.

2003г. Опубликована статья об осесимметричном взаимодействии многих тел на плоскости. Это второе точное решение задачи. Первое было получено 300 лет назад И. Ньютоном для взаимодействия двух тел.

АНКЕТА

Ответы представлены
в текстовом виде

Идеально или материально

Идеально? Или материально?

Нежность или строгость

Нежность и строгость!

Горы и океан

Горы + океан = !

Молодость или мудрость

Вначале молодость, затем мудрость!

Менделеев или Эйнштейн

Менделеев!

Три кита или три слона

Все перечеркнуто.

Социализм или капитализм

Капитализм зачеркнуто и добавлено:
коммунизм!

Береза или сакура

Береза + сакура = !

Бог или без Бога

Без Бога!