Главная страница

О музее

История и традиции села Успенского

Годы войны

Крестьянская изба

Музей хлеба

Г.Я. Сотников - основатель музея


Проект "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Проект "Культура и искусство Тюменской области"

Крестьянская изба


Раздел музея "Крестьянская изба" воссоздает традиционный быт и жизненный уклад крестьянской семьи. Знакомство с ним начинается со входа в крестьянское жилище. Многих юных посетителей музея часто удивляет очень маленькая и низкая (высотой чуть более метра) входная дверь. Как правило, прямо на пороге дома экскурсовод начинает рассказывать о назначениях этого, во многом необычного для современного горожанина входа. Объяснений такой планировки дома было несколько. Первое из них носило сугубо практический характер. В крестьянских семьях традиционно было много детей. Люди не были защищены от многих страшных болезней. Маленькая дверь сохраняла больше тепла в горнице, препятствовала возникновению губительных для многих ее обитателей сквозняков.

Еще одна важная функция такого низкого входа в избу состояла в том, что каждый гость, проходя через него, нагнувшись, невольным образом делал поклон, добавляя к нему традиционные пожелания: "Здравствуйте" и "Мир вашему дому". Этим человек свидетельствовал, что в дом он пришел только с добром. К поступкам непослушных людей, в старину часто добавляли эпитеты "лбом о стену", "лбом о косяк". Подобными примерами выражалась несовместимость поступков человека с отсутствием почтения и уважения к окружающим. Рассказ о такой, казалось бы неприметной вещи, как дверь в жилище наглядно демонстрирует то, насколько много бытовых и культурных задач было возложено на каждый предмет и элемент интерьера крестьянского дома, сколь глубоким образом, данная архаическая культура, воспитывала человека, начиная с первых лет его жизни.

Патриархальный уклад традиционной крестьянской семьи служит еще одним поводом для удивления многих молодых экскурсантов. В семейных трапезах всегда присутствовали порядок и торжественность. В красный угол стола сажали старейших членов семьи. Принятию пищи всегда предшествовала молитва. Затем старейшина семьи стучал ложкой по миске, тем самым давая разрешение приступить к трапезе. Правом отведать еду первыми обладали старейшие члены семьи, в последнюю очередь - дети. Подобная иерархия удивляет многих людей из современных городских семей, в которых принято в первую очередь проявлять заботу о детях. Своеобразным феноменом массовой культуры ХХ века стал культ молодости. "Бунтарство" молодых, нередко несущее в себе разрушение культурных и нравственных ценностей, выстраданных старшими поколениями становится одной из норм современной цивилизации. На этом фоне люди пожилого возраста все чаще вытесняются на обочину современного общества. Подобные тенденции несут в себе малозаметную, но серьезную опасность и для молодых поколений, которые, лишаясь традиционно установившейся культурной преемственности поколений, остаются в буквальном смысле лишенными почвы под ногами. Если еще недавно музей подобный успенской "крестьянской избе" мог быть воспринят как некая сентиментальная прогулка в прошлое, сейчас он воспринимается скорей как предостережение, демонстрирующее насколько глубокий обрыв разделяет ценности эпохи, в которой живем мы, с эпохой наших предков.

Создатели сайта выражают благодарность заведующей музея
З.А. Дюрягиной за предоставленные сведения об истории села Успенского.

 


© 2002 Федоров Р.Ю - статья, фотографии.
Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешение
автора.

Губернская Академия © 2002

webmaster - Роман Федоров

 

 

Сайты других сельских музеев в проекте "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Ярковский краеведческий музей

Исетский народный краеведческий музей им. А.Л. Емельянова

Нижнетавдинский краеведческий музей