Главная страница

О музее

История и традиции села Успенского

Годы войны

Крестьянская изба

Музей хлеба

Г.Я. Сотников - основатель музея


Проект "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Проект "Культура и искусство Тюменской области"

Музей хлеба

 


В Музее хлеба подробно представлен весь круг работ по его изготовлению - начиная от вспахивания земли и сева, заканчивая моментом, когда свежий батон вынимают из печи. В экспозиции музея наглядно представлена эволюция орудий труда, которыми на протяжении четырех столетий пользовались крестьяне, жившие на территории Зауралья и Западной Сибири. Для того, чтобы вспахать землю поначалу крестьяне использовали деревянную мотыгу, позднее - соху-рогалиху, в которую запрягали лошадь. Затем землю было необходимо взборонить. Одна из старинных разновидностей бороны - борона-суковатка изготовлялась из елового ствола с заостренными обрубками веток. Позднее появилась борона с деревянными зубчиками. Потом придумали плуг-собан. Он был тяжелым и крупным. Обычно в такой плуг запрягалось сразу несколько лошадей. Настоящей "революцией" стали бороны с металлическими зубцами, которые рыхлили землю несравненно лучше своих деревянных предшественниц. Вспахав и взборонив землю, крестьяне приступали к посевной. На протяжении многих столетий зерно сеяли в ручную. Сеятель должен был исходить с лукошком все поле вдоль и поперек. В старину крестьяне нередко сеяли босиком, позднее стали ходить в чирках. Чирки делались из сыромятной кожи, и были очень удобны для длительной работы на полях. Вместо стелек в них часто подкладывали сено или солому. После окончания посевной крестьяне традиционно ждали наступления дождей, от которых во многом зависела урожайность будущего года. С той порой были связаны многие элементы календарной народной обрядности, берущей свои корни в языческой культуре. И вот пшеница восходит. Ее колосья наливаются тяжестью. Наступает время жатвы. До середины ХХ века во многих селах жали вручную. Женщины жали серпами, мужчины - косой-горбушей. После жатвы зерно рыхлили, используя цепь-молотило, которым били по зернам, чтобы отделить их от шелухи. Затем, для более тщательной очистки зерно помещали в сито, после чего наступало время молотьбы. Ручные жернова были очень тяжелыми и требовали приложения большой физической силы. В ступах перетирали зерно для каши. Позднее, в окрестностях села Успенского появились ветряные мельницы. В специальных кадках заводилось тесто. И вот круг замкнут - наступает момент, когда вылепленную буханку хлеба кладут на специальную лопатку, а затем отправляют в печь.  

 

В нашу постиндустриальную эпоху Музей хлеба имеет наверно такое же значение, как и другой раздел музея - Изба крестьянина. В обществе, живущем по законам рыночной экономики, все меньше задумываются об истинной цене хлеба. Для молодых горожан профессия хлебороба ассоциируется скорее с неким анахронизмом, принадлежащим к Советской эпохе... А ведь далеко не каждый человек задумывался о том, что сегодня сотни тысяч людей продолжают трудиться на полях и в пекарнях, для того, чтобы каждый из нас в любом продуктовом магазине мог выбрать из разных наименований булку хлеба, не задумываясь о его особой цене в жизни народа. Порой кажется что тот ореол уважения к хлебу, как к части некоего жизненного таинства безвозвратно ушел из нашей жизни. Поэтому, когда видишь восторженные глаза детей, глядящие на  фотографию рук хлебороба, начинаешь понимать, насколько подобные музеи необходимы сегодня.

Создатели сайта выражают благодарность заведующей музея
З.А. Дюрягиной за предоставленные сведения об истории села Успенского.

  


© 2002 Федоров Р.Ю - статья, фотографии.
Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешение
автора.

Губернская Академия © 2002

webmaster - Роман Федоров

 

 

Сайты других сельских музеев в проекте "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Ярковский краеведческий музей

Исетский народный краеведческий музей им. А.Л. Емельянова

Нижнетавдинский краеведческий музей