Русское изобразительное искусство XVIII - начала XX веков

Портретная живопись XVIII столетия в Тюменском музее изобразительных искусств представлена целым рядом произведений русских и приехавших в Россию зарубежных художников. 

ортрет неизвестного в малиновом кафтане" исполнен одним из трех великих мастеров ХVIII столетия (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.. Боровиковский). Федор Степанович Рокотов (1732?/1735?-1808), выходец из крепостных крестьян, обучался у Пьетро Антонио Ротари и Ле Лоррена в Академии художеств, сам преподавал там, был приближен ко двору, но переехал затем в Москву, где в полную силу расцвел его талант. Портрет вельможи из Тюменского музея дает представление о манере Рокотова, писавшего в большинстве своем камерные портреты, персонажи которых окутаны флером загадочности. Этому способствуют глубинное мерцание цвета, мягкость полуулыбок изображенных, некая "затуманенность" их взглядов. 

В.А. Боровиковский (1757-1825) "Портрет императрицы Марии Федоровны". 1796Владимир Лукич Боровиковасий (1757-1825) в полную силу работал в 1790-е - 1800-е годы. Именно в это время созданы им известные портреты Е.Н. Арсеньевой, поэта Г.Р. Державина, М.И. Лопухиной... Ему суждено было связать два столь различных столетия - ХVIII и ХIХ. Начав с портретов, пронизанных еще эстетикой сентиментализма, он в первом десятилетии ХIХ века выступил как зрелый классицист. Два портрета Тюменского музея дают представление о различных периодах в творчестве мастера ("Портрет императрицы Марии Федородны в кавалерском мундире" (1796) и "Портрет М.И. Голубцовой" (1806)) 

Особую группу коллекции составляют произведения, созданные иностранными художниками, работавшими в России - так называемая "россика". По приглашению императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году в Россию прибыл итальянский художник Пьетро Антонио Ротари (1707-1762). "Девушка с розой в волосах" - одно из характерных произведений Ротари: композиция, цветовое решение, отношение к модели и степень выраженности характера говорят об этом. Здесь совершенно отсутствует психологизм - художник и не добивается его. Рука его действует легко и уверенно, приемы письма отработаны. Такие вещи охотно покупал двор во главе с императрицей. Ими украшали кабинеты, порой располагая "шпалерой", как это сделано в "Кабинете мод и граций" Петергофского дворца.

Хотя Венецианов представлен у нас не самыми характерными своими произведениями, а некоторые из его учеников - работами, созданными уже под влиянием академической школы, этот раздел коллекции Тюменского музея отражает демократические перемены в русском искусстве первой половины XIX века. 

В истории русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) известен как бытописатель, обращавшийся к жизни крестьян, как преобразователь "методы" обучения художников и как художник, верный натуре. Венецианов, имевший звание профессора, но не допущенный к преподаванию в Академии, организовал в своем имении Сафонково Тверской губернии студию, где за четверть века обучил несколько десятков молодых художников, среди которых были и выходцы из крепостных крестьян. Сам Венецианов, постоянно создавая крестьянские жанры, первым из русских художников стал писать истинно русскую природу, поэтизируя ее так же, как и своих героев. Обучение на первых порах у В.Л. Боровиковского, в квартире которого он одно время жил и постоянно наблюдал работу мастера, сделало Венецианова прекрасным портретистом. 

Черты реализма и отступления от академических канонов первой половины XIX века ярче всего проявились в жанре портретной живописи. Интересен своими реалистическими чертами "Семейный портрет" (1830), выполненный неизвестным художником. Портрет, представляющий собой одновременно "сцену в комнатах", характерен для первой половины XIX в. Такие картины писал Ф.П. Толстой, А.Г. Венецианов и венициановцы, в частности, К. Зеленцов, и другие художники. Написан портрет, скорее всего, в честь какого-то значительного для изображенных события, случившегося в 1830 году - не случайно художником выведена эта дата на изображении газеты "Санктъ-Петербургские ведомости", лежащей на столе. Неофициальные камерные портреты всегда привлекательны. Они представляют нам частного человека с его характером, волнениями, неповторимым обликом.

Академическое искусство первой половины XIX века представлено в музее произведениями Ф. Бруни, Ф. Бронникова, Антона Иванова, А. Мокрицкого (ранее обучавшегося у Венецианова), К. Брюллова, А. Карнеева. Наша коллекция на примере немногих вещей позволяет увидеть, как в стенах Академии пыталось прорасти зерно реализма, как сталкивались "академическая регулярность" с живым интересом к народным типам. 

Г.Г. Мясоедов (1834-1911) "Урок пряжи". 1859Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911). Картина "Урок пряжи" (1859). Изображенные бабушка и внучка приближены к зрителю - художник дает возможность рассмотреть их лица, почувствовать настроение. Здесь больше внимания уделено реальным подробностям крестьянского быта, а главное - больше чувства. Картина не так идиллична, как это может показаться на первый взгляд: художник знает сам и показывает зрителю, что вместе с первыми уроками пряжи для девочки по существу кончается детство. 

В программу Товарищества передвижных художественных выставок входила задача писать картины "о народе и для народа" и широко пропагандировать русское искусство путем устройства передвижных выставок. Художники выработали метод критического реализма, противопоставив его реализму академическому. Одним из самых активных членов Товарищества передвижников был Владимир Егорович Маковский (1846-1920). В Тюменском музее хранится несколько его произведений. В. Маковский еще в период ученичества и по окончании в 1866 году Училища писал крестьянские сцены, а примерно с 1870 года обратился к изображению жизни московских чиновников, мещан, торговцев, ремесленников. В нашем музее находятся картины небольшого формата, но в таких "непрограммых" вещах художники, как правило, более свободно и откровенно выражают свои мысли. Такие произведения часто бывают не только наполнены самыми живыми чувствами, но и оставляют художнику право на свободу живописного выражения. Игру цвета замечаем мы в маленьком этюде "Мальчик и маски", исполненном в 1872 году. Неожиданно звучит здесь щемящая нотка "городских мотивов ', появившихся в начале ХХ века у мирискуссников. "Портрет старика в очках" (1876) вмещает целый рассказ, серьезный и сочувственный по отношению к герою, о жизни "маленького" чиновника.

В.Е. Маковский (1846-1920) "Мальчик и маски". 1872Народно-демократические идеи проникали и в среду официальных художников, таких как К. Маковский, брат В. Маковского. Константин Егорович Маковский (1839-1915) в 1863 году вместе с другими "протестантами" вышел из Академии и стал членом Артели, возглавляемой Крамским. Картины его в это время носили жанровый характер, близкий к творчеству шестидесятников. Однако вскоре, выйдя из Артели, К. Маковский стал показывать свои работы на академических выставках, хотя еще продолжал писать бытовые картины. В "Казаке" (1875?) Маковский обращается к народному типу, но здесь нет того, что характеризовало метод критического реализма. К. Маковский, ставший типичным салонным живописцем, останавливается на представлении зрителям физической силы и бодрости "выходца из народа". 

Только в музее мы можем одновременно осматривать произведения, созданные в различные годы, десятилетия, века. Постепенно складывается общая картина развития живописи и художественно-философской мысли. В наших залах встретились картины учителей и учеников. М.Н. Воробьев 40 лет, с 1815 до конца жизни в 1855 году, преподавал в Академии художеств. Если назвать только тех его учеников, картины которых хранятся ныне в Тюменском музее, то и тогда встретим имена многих известных художников: братья Чернецовы, И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Ю.Ю. Клевер, М.К. Клодт, Л.Ф. Лагорио, И.И. Шишкин. Все они работали по-разному, и каждый взял от учителя наиболее близкое себе в творческом методе. Если сам Воробьев для передачи пространственности применял привычную в его время трехплановую раскладку, то в лучших картинах Шишкина мы встречаем мощную пленерную живопись. Ученики Воробьева свое мастерство передавали новым поколениям художников. 

80-е годы XIX века ведущее место в демократическом искусстве занимает портретная живопись. Репинские портреты, жизненно достоверные, точные, емкие по характеристике, совершенные по технике исполнения, очень гибкой у Репина, давали пример портретного мастерства многим русским художникам.

Портрет этого времени (как и вообще живопись) стремится разомкнуть рамки изобразительного искусства, обогащаясь приемами подвижных видов искусств. Многие обстановочные портреты В. Серова, Б. Кустодиева, М. Врубеля, И. Репина и других художников этого периода наполнены динамикой, выраженной различными средствами. Эти особенности можно найти и в портретах нашего собрания. "Портрет Мары Константиновны Олив" И.Е. Репина исполнен динамизма яркой личности, поддержанного динамикой композиции и колорита. В "Портрете Дукмасовой" работы М. Шемякина динамика - не только в свободе живописи, но и в особой раскованности, абсолютной раскрепощенности модели. В строгом "Портрете коллекционера Н.И. Гордова" А. Головина динамизм - в контрастах светлого и темного, в энергии линий и жеста правой руки модели и в предельно сконцентрированном взгляде Гордова. В "Портрете Е.С. Потехиной" P. Фалька динамика личности уведена глубоко внутрь (она видна и чувствуется), но предельно динамичны сама пластика живописи, цветовой строй, распределение акцентов.  

В противовес мощному цветовому аккорду портрета М.С. Олив "Портрет художника Исаака Израилевича Бродского" (1910) написан иначе. Это этюд в сближенных тонах, черно-серых и охристых, исполненный мягким пластичным мазком. Фон - открытый грунтованный холст. Портретируя своего ученика, Репин создал состояние погруженности модели в себя. Этюд выполнен в качестве одной из разработок к картине Самосожжение Гоголя" (сюжет картины посвящен сожжению Н.В. Гоголем рукописей второго тома поэмы "Мертвые души"; эскиз к картине 1909 года хранится в ГТГ). Кроме этих портретов в музее находится небольшой этюд "Запорожец", эскиз парадного портрета Александра II, а также портрет генерала Любовицкого, исполненный Репиным углем на холсте. 

А.М. Васнецов (1856-1933) "Горный пейзаж". 1895Самыми крупными художественными объединениями начала ХХ века в России были "Мир искусства" и "Союз русских художников" (СРХ). В СРХ вошли в основном молодые московские живописцы, многие из которых до этого были членами Товарищества передвижников. Теперь их объединяли колористические поиски. Они насытили палитру ярким открытым цветом, их живопись стала пленерной. Б. Анисфельд, А. Архипов, Ап. Васнецов, С. Виноградов, С. Жуковский, К. Коровин, Б. Кустодиев, А. Рылов и другие художники, произведения которых хранятся в Тюменском музее, практически все участвовали и на выставках СРХ, и на выставках "Мира искусства", в особенности, второго его периода.

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938) - один из самых ярких представителей "Союза русских художников". На Х выставке картин этого объединения в Москве, а затем в Петербурге на рубеже 1912-1913 годов была показана картина "Охотник с лыжами" (1912?). Пейзаж написан свежо по непосредственным впечатлениям от природы. Фигура человека с лыжами воспринимается как органичная его часть.

В коллекции Тюменского музея хранятся произведения художников, входивших в объединение "Мир искусства", которое существовало в Петербурге с 1898 по 1903 годы и с 1910 по 1924 годы. Возникшее в конце XIX века, в эпоху острых социальных конфликтов, оно было очень противоречиво по своей сути. Группа художников отличалась разнородностью своего состава, особенно во втором периоде деятельности "Мира искусства". С 1903 года петербургские художники были экспонентами "Союза русских художников". В объединение "Мир искусства" входили и такие "западники" как Бенуа и Сомов, и такие продолжатели русских реалистических традиций как Кустодиев, Головин, Билибин. Мирискуссников первого периода объединяла склонность к ретроспективным сюжетам - обращение к жизни минувших эпох. Художникам этого объединения принадлежит заслуга в повышении культуры книжного оформления и театрально- декорационного искусства. В творчестве Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) отразилась вся программа "Мира искусства" первого периода. Хранящийся в нашем музее пейзаж "Версаль" - одно из многих произведений версальских циклов (первый цикл исполнен в 1896-1898 годах, второй - в 1905-1907 годах) с их изысканностью прозрачных цветовых построений чаще холодной гаммы. Художника завораживает архитектура регулярных французских парков с гладкими зеркалами бассейнов, скульптурными группами, стрижеными деревьями. Он то населяет парки фигурками людей, кажущимися игрушечными, то оставляет их пустынными, как в нашем "Версале". 

В.Д. Поленов (1844-1927) "Тайная вечерня". 1890-1900-е

Одним из самых своеобразных русских художников был Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Он показывал свои произведения на выставках в различных художественных объединениях, был членом СРХ с 1907 года, затем "Мира искусства" - с 1910 года, но в его творчестве нет "опознавательных" знаков этих объединений. Пройдя профессиональную школу под руководством Репина, Кустодиев довольно скоро проявил свою собственную мощную творческую индивидуальность. Он создал особый "род пластического искусства", основанный на профессиональной грамоте, любви к русской провинции, понимании гармонии цвета, близком народному, и на особом, остром видении и восприятии мира. В музее хранятся четыре произведения Кустодиева - два этюда и две завершенные картины различных периодов. 

После окончания Академии и возвращения из заграничной поездки деятельность Кустодиева становится все более напряженной. Он пишет много портретов, "образующих целый пантеон современности ". Среди них и наш "Портрет доктора С.Я. Любимова с собакой" (1905). Кустодиеву была свойственна острота ощущения модели, так ярко выразившаяся в способности к гротеску. В спокойном по форме, "натурном" портрете Любимова нет преувеличений, но художником отмечены и грузноватость фигуры сидящего в кресле доктора, и его цепкий взгляд, направленный в упор на зрителя. Не располагая сведениями о личностных качествах С.Я. Любимова, по портрету можно составить представление о человеке действия, дела, не обходящего стороной и удовольствия жизни. Лессировками написано полное розовое лицо и свободно, широко - костюм доктора, кресло, длинная шерсть сидящего рядом сеттера. Композиционная находка - подчеркнуто-вертикальное построение и пространственная теснота - помогают держать ритм на сопоставлении многих пересекающихся линий.

Совсем иной характер носит большое полотно "Купальщица". Оно написано в 1922 году, но исполнено в стиле, сложившемся еще в 1910-х годах, Это типичная кустодиевская композиция, где тесно сплетены натурное и сочиненное. Большая фигура купальщицы занимает почти всю плоскость холста, где фон - летний городской пейзаж с жанровыми мотивами. Колорит построен на любимых Кустодиевым звонких сочетаниях цвета: розовое, голубое, нежно-зеленое, белое, лиловое с их градациями. Лишенная житейского, бытового содержания, картина 1922 года созвучна кустодиевским "Красавицам", "Венерам", приобретшим значение символа русской женской красоты в понимании, близком народному.

Картины Тюменского музея изобразительных искусств обрели свой дом. Здесь оказались рядом произведения учителей и учеников, соратников и идейных противников. Вглядываясь в них, сравнивая их между собой, мы можем ощутить волнение мыслей и "заветы" каждого из художников, а экспозиция в целом дает представление о том, как менялось лицо русского искусства на протяжении двух столетий.

Н.Х. Шайхтдинова (текст воспроизводится с сокращениями).


Данный раздел создан по материалам альбома "Русская живопись XVIII - начала XX вв. в собрании Тюменского музея изобразительных искусств" Тюмень, 2001. При любой форме воспроизведения данных материалов ссылка на первоисточник обязательна.


| Главная страница | Русское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Западноевропейское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Русская гравюра XVIII-нач. XX вв. | Художники Тюмени XVIII-XIX вв. | Публикации | Именной указатель

Губернская Академия © 2001

 webmaster - Роман Федоров        

 

 

Шемякин М.Ф. (1875-1944). Портрет Дукмасовой. 1914

Репин И.Е. (1844-1930). Портрет М.К. Олив. 1906

Репин И. Е. (1844-1930). Портрет художника Исаака Израилевича Бродского. 1910 

Неизвестный художник. первой пол. XIX в. Семейный портрет. 1830

Венецианов. А.Г. (1780-1847). Портрет женщины в белом. 1842

Бенуа А.Н. (1870-1960). Фонтан в Версале. 

Айвазовский И.К. (1817-1900). Ялта. (фрагмент). 1899 

Маковский К.Е. (1839-1915). Казак. 1875

Васильев Ф.А. (1850-1873). На берегу моря. 1873

Степанов А.С. (1858-1923). По волку с гончими. 1895

Головин А.Я. (1863-1930). Портрет коллекционера Николая Ивановича Гордова. 1920

Фальк. Р.Р. (1886-1958) Портрет жены художника. 1909

Виноградов. С.А. (1869-1938). Охотник с лыжами. 1912

Кустодиев. Б.М. (1878-1927). Портрет доктора С.Я. Любимова с собакой. 1904

Кустодиев. Б.М. (1878-1927). Купальщица. 1922