Семен Ремезов (1642-после 1720)

         С.У. Ремезов. Условное изображение города Тюмени. Миниатюра из "Летописи Сибирской Краткой Кунгурской".

Тюмень - первый русский город Сибири. Деревянная крепость под таким названием была возведена на высоком крутом правобережье реки Туры там, где находилось татарское укрепление XIII века ЧимгиТура. В "Летописи Сибирской Краткой Кунгурской" встречается упоминание об этом событии: "Лета 7093 (1586) год посланы воеводы с Москвы Василий Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля 29 день, еже Чинги слых, и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса, первую в Сибири, и ясак со многих татар собраша по Туре и по Тоболу и Исеть и Пышме"'. 

Здесь же, под текстом, дана миниатюра. Это самое раннее изображение Тюмени. Разумеется, достаточно условное, но менее фантастическое, чем библейские города на иконах XVI-XVII веков. 

С.У. Ремезов. Условное изображение города Тюмени 1701 года. План из "Чертежной книги Сибири" фрагмент.

Автором летописи и выразительной иллюстрации является крупнейший русский картограф, географ, историк, писатель, архитектор, художник конца XVII - начала XVIII века Семен Ульянович Ремезов (1642 - после 1720). Его по праву можно назвать первым "портретистом" Тюмени. У Ремезова "зримое рассказывает - рассказываемое зримо" (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Изд.3. М., 1979. С. 54.). 

Художник обращается к многоплановой композиции, располагая сюжеты вдоль листа и снизу вверх. Каждый из них является фоном и местом действия для изображенных на ней групп людей или сцен. 

Так, в центре миниатюры, на большей части листа, изображен общий вид деревянного города, окруженного рублеными бревенчатыми стенами. Над ними возвышаются восемь сторожевых башен с шатровыми крышами и двумя проезжими воротами - Спасскими и Георгиевскими (Егорьевскими). Внутри Кремля можно рассмотреть купол первой в Сибири соборной церкви Рождества Богородицы. Кроме нее хорошо видны крыши караульных, амбарных и других гражданских и светских строений. 

В правой части города более крупно изображена "съезжая" изба. Художник показывает и внешний облик здания, и его интерьер. Он как бы раскрывает "нутровые палаты". В них запечатлены сидящими за трапезой воеводы в древнерусских одеждах - основатели города Тюмени. 

В нижней части миниатюры на первом плане - река Тура с мерно покачивающимися у берега речными судами - ладьями и стругами. В верхней части, отделенной от нижней четкой линией городских стен, изображены местные жители - татары, несущие ясак воеводам. Верхняя и нижняя части как бы фланкируют и уравновешивают всю композицию миниатюры. 

Первому "портрету" Тюмени присущи черты Царской книгописной мастерской второй половины XVI века, где украшался лицевой и летописный свод. Ремезов, по-видимому, сам делал прориси свинцовым карандашом, обводил их чернилами и слегка расцвечивал. Несколькими четкими стремительными линиями пера он передает характер рельефа местности: холма, мыса, реки, возвышенности, на которой и был поставлен "рубленый" город. Интересна выб- ранная для его изображения точка: одновременно в фас и сверху. 

Таковы художественные особенности миниатюры С.У.Ремезова в "Сибирской Кунгурской летописи" - уникальном памятнике русской культуры XVII века.

С.У.Ремезов является также автором трех географических атласов Сибири. В них помещены изображения всех сибирских уездных городов, ряда острогов и монастырей. Большая часть планов городов была выполнена художником-картографом с натуры путем непосредственных измерений и глазомерной съемки, а также сделана по описаниям очевидцев - "памятливых сторожилов, бывальцев в непроходимых местах и каменях безводных, на степех и морех, по различным землям". 

Условное изображение Тюмени можно увидеть и на страницах "Чертежной книги Сибири", составленной Ремезовым по указу Петра Первого. Город 1701 года запечатлен им в атласе. Чертеж составлен в древнерусской картографической манере. В нем отражены особенности планировки города, сложившаяся конфигурация, общие особенности, виды административных и церковных зданий, данных как бы с высоты птичьего полета. 

Тот же план города - на рисунке голландского географа, бургомистра города Амстердама Николаса Витсена, опубликованном в его книге о Сибири под названием "Северная и Восточная Татария", вышедшей вторым изданием в 1705 году. В основу "Вида города Тюмени" Н.Витсена легли ремезовские чертежи, находившиеся в Сибирском приказе. 

Н. И. Сезева
(текст воспроизводится в сокращенном виде)


Данный раздел создан по материалам альбома "Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника XVII - XX вв. ". Издательство "Галарт", 1998. При любой форме воспроизведения данных материалов ссылка на первоисточник обязательна.


| Главная страница | Русское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Западноевропейское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Русская гравюра XVIII-нач. XX вв. | Художники Тюмени XVIII-XIX вв. | Публикации | Именной указатель

 webmaster - r_fedorov@mail.ru