Семен
Ремезов (1642-после 1720)

Тюмень
- первый русский город Сибири. Деревянная крепость под таким названием была возведена
на высоком крутом правобережье реки Туры там, где находилось татарское укрепление XIII века ЧимгиТура. В "Летописи Сибирской Краткой Кунгурской" встречается упоминание об этом событии: "Лета 7093 (1586) год посланы воеводы с Москвы Василий Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля 29 день, еже Чинги слых, и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса, первую в Сибири, и ясак со многих татар собраша по Туре и по Тоболу и Исеть и Пышме"'.
Здесь же, под текстом, дана миниатюра. Это самое раннее изображение Тюмени. Разумеется, достаточно условное, но менее фантастическое, чем библейские города на иконах
XVI-XVII веков.

Автором летописи и выразительной иллюстрации является крупнейший русский картограф, географ, историк, писатель, архитектор, художник конца XVII
- начала XVIII века Семен Ульянович Ремезов (1642
- после 1720). Его по праву можно назвать первым "портретистом" Тюмени. У Ремезова "зримое рассказывает
- рассказываемое зримо" (Д.С.
Лихачев. Поэтика древнерусской
литературы. Изд.3. М., 1979. С. 54.).
Художник обращается к многоплановой композиции, располагая сюжеты вдоль листа и снизу вверх. Каждый из них является фоном и местом действия для изображенных на ней групп людей или сцен.
Так, в центре миниатюры, на большей части листа, изображен общий вид деревянного города, окруженного рублеными бревенчатыми стенами. Над ними возвышаются восемь сторожевых башен с шатровыми крышами и двумя проезжими воротами
- Спасскими и Георгиевскими (Егорьевскими). Внутри Кремля можно рассмотреть купол первой в Сибири соборной церкви Рождества Богородицы. Кроме нее хорошо видны крыши караульных, амбарных и других гражданских и светских строений.
В правой части города более крупно изображена "съезжая" изба. Художник показывает и внешний облик здания, и его интерьер. Он как бы раскрывает "нутровые палаты". В них запечатлены сидящими за трапезой воеводы в древнерусских одеждах
- основатели города Тюмени.
В нижней части миниатюры на первом плане - река Тура с мерно покачивающимися у берега речными судами
- ладьями и стругами. В верхней части, отделенной от нижней четкой линией городских стен, изображены местные жители
- татары, несущие ясак воеводам. Верхняя и нижняя части как бы фланкируют и уравновешивают всю композицию миниатюры.
Первому "портрету" Тюмени присущи черты Царской книгописной мастерской второй половины XVI века, где украшался лицевой и летописный свод. Ремезов, по-видимому, сам делал прориси свинцовым карандашом, обводил их чернилами и слегка расцвечивал. Несколькими четкими стремительными линиями пера он передает характер рельефа местности: холма, мыса, реки, возвышенности, на которой и был поставлен "рубленый" город. Интересна выб-
ранная для его изображения точка: одновременно в
фас и сверху.
Таковы художественные особенности миниатюры С.У.Ремезова в "Сибирской Кунгурской летописи"
- уникальном памятнике русской культуры XVII века.
С.У.Ремезов является также автором трех географических атласов Сибири. В них помещены изображения всех сибирских уездных городов, ряда острогов и монастырей. Большая часть планов городов была выполнена художником-картографом с натуры путем непосредственных измерений и глазомерной съемки, а также сделана по описаниям очевидцев
- "памятливых сторожилов, бывальцев в непроходимых местах и каменях безводных, на степех и морех, по различным землям".
Условное изображение Тюмени можно увидеть и на страницах "Чертежной книги Сибири", составленной Ремезовым по указу Петра Первого. Город 1701 года запечатлен им в атласе. Чертеж составлен в древнерусской картографической манере.
В нем отражены особенности планировки города, сложившаяся конфигурация, общие особенности, виды административных и церковных зданий, данных как бы с высоты птичьего полета.
Тот же план города
- на рисунке голландского географа, бургомистра города Амстердама Николаса Витсена, опубликованном в его книге о Сибири под названием "Северная и Восточная Татария", вышедшей вторым изданием в 1705 году. В основу "Вида города Тюмени" Н.Витсена легли ремезовские чертежи, находившиеся в Сибирском приказе.
Н. И. Сезева
(текст воспроизводится в
сокращенном виде)
Данный
раздел создан по материалам альбома "Тюмень
глазами художника, фотографа,
путешественника XVII - XX вв. ".
Издательство "Галарт", 1998. При
любой форме воспроизведения данных
материалов ссылка на первоисточник
обязательна.
|
Главная
страница | Русское
изобразительное искусство XVIII-нач. XX
вв. | Западноевропейское
изобразительное искусство XVIII-нач. XX
вв. | Русская
гравюра XVIII-нач. XX вв. | Художники
Тюмени XVIII-XIX вв. | Публикации
| Именной
указатель |
webmaster
- r_fedorov@mail.ru
|