Русская гравюра и литография XVIII-XX веков

Николай Меренцов (1817-1848) "Освобождение Берлина". 1838Настоящее издание - первая публикация коллекции русской гравюры и литографии, хранящейся в Тюменском музее изобразительных искусств. При комплектовании собрания музея основное внимание уделялось произведениям живописи. Гравюру специально не собирали. Большая часть её поступила при создании музея (тогда картинной галереи, основанной в 1957 году) из Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа в 1957-1958 годах. В 1991 году Государственный Эрмитаж дополнительно передал нашему музею интересную коллекцию гравюр и литографий 19 века.

История русской гравюры начинается с рубежа 17-18 вв., когда она становится самостоятельным видом искусства, в отличие от ксилографии 17 в., связанной с книгопечатанием. По приглашению Петра 1 в Россию приезжают иностранные мастера, обучавшие русских художников новому для них виду техники - гравюре на металле. Петр 1 уделял большое внимание этому виду искусства (даже сам обучился технике офорта), видя в нем прекрасные возможности для утверждения идеи государственности, ценя его мобильность и тиражность. Особое значение он придавал изображению победных сражений Северной войны. По его заказу в Париже были написаны три баталии живописцем Мартеном-младшим, с которых потом были напечатаны гравюры. К ним и Бакуа, Морис (1680-1747). Морская баталия у Гангута. 1720-е относится одна из самых ранних работ нашей коллекции - "Морская баталия у Гангута", награвированная М.Бакуа. Эта взятая с верхней точки сцена напоминает скорее развернутый план сражения, где с точностью воспроизведена расстановка сил, перечислены все суда, изображена местность.

С середины 18 века в России получает распространение своеобразный жанр - "проспекты" - изображения видов городов, главным образом Петербурга. Значительную лепту в развитие этого жанра внесли русские граверы, обучавшиеся и затем работавшие в гравировальной палате Академии наук, к числу которых относятся Г.А. Качалов и Я.В. Васильев. Оба они вместе с другими мастерами работали над гравированными видами столицы, приложенными к "Плану столичного города Санкт-Петербурга", законченный и поднесенный императрице Елизавете Петровне в день её восшествия на престол 25 апреля 1753 года.. В этих гравюрах сочетались достоверная точность. документальность и парадность, нарядность, присущие эпохе барокко. 

Иванов П.С. (1791-?) "Армянская церковь". 1835

С середины 18 века центром художественного гравирования становится основанная в это время Академии художеств. Именно с Академией связано высшее достижение гравюры конца 18 - начала 19 веков - серия с видами дворцовых пригородов Петербурга по оригиналам Сем. Щедрина. Для работы над ней в Академии художеств был специально создан гравировально - ландшафтный класс. В нашей коллекции хранится один из листов этой серии - гравюра А.Г. Ухтомского "Вид Каменностровского дворца со стороны Невки", дающий возможность оценить высочайший профессионализм граверов того времени. 

Чемесов Е.П. "Портрет Г.Г. Орлова". Как и в живописи, в русской гравюре значительное место занимает портрет. Одним из блистательных мастеров этого жанра был Е. П. Чемесов, которого его учитель Г. Ф. Шмидт (придворный художник прусского короля, приехавший в 1754 году в Петербург для преподавания в открывшемся гравировальном классе Академии художеств) назвал "подлинным гением в гравюре". Чемесов явился создателем своеобразного варианта гравированного портрета, камерного по форме, но парадно - приподнятого по сути, каковыми являются хранящиеся в нашей коллекции портрет Петра 1, созданный мастером еще во время обучения в Академии, и Г.Г. Орлова, фаворита Екатерины II. Во второй половине восемнадцатого столетия продолжателем традиции Чемесова был Д.Г. Герасимов, чье творчество представлено в нашей коллекции портретом П.С.Салтыкова.

В начале 19 века граверы осваивают новые варианты резцовой гравюры, одной из которых была гравюра очерком, где рисунок передает только контуры. К числу наиболее интересных произведений, выполненных в этой технике, относится серия иллюстраций к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", созданная Ф.П.Толстым, являющаяся одним из наиболее совершенных образцов гравюры эпохи классицизма. 

Пожалостин. И.П. (1837-1909) "Портрет К.П. Брюллова". 1972Особенностью резцовой гравюры является её чрезвычайная трудоемкость, не случайно в 19 веке ею пользуется все меньше и меньше. Одним из последних адептов её в России был художник И.П. Пожалостин, представленный в нашей коллекции виртуозно исполненным портретом К.П.Брюллова). 

В 1797 году австрийцем А. Зенефельдером была изобретена литография. С начала 19 века начинается её победное шествие по всей Европе. В России первая литография (возможно, это лист "Курдский кавалерист в военном костюме") была напечатана в 1816 году пропагандистом и энтузиастом литографии А.О. Орловским. С 1817 года в России открывается множество частных литографских мастерских. С 1820-х годов основная роль в распространении литографии принадлежала Обществу поощрения художеств. Одним из первых крупных предприятий его было издание серии "Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей", из которого у нас в собрании имеются два листа). Это была совместная работа К.Ф. Сабата, С.П. Шифляра и К.П. Беггрова. Возглавил общую работу Сабат. Им определялись выбор места изображения, организация архитектурного пространства, общее построение композиции. Орловский А.О. (1777-1832) Курдский кавалерист в военном костюме. 1819 Шифляр создавал бытовые особенности улиц, их характерность. Беггров сохранял в в листе красоту и выразительность свободного рисунка, передавая тонкие градации теней, наполняя лист ощущением света и воздуха. Выпущено было 350 экземпляров, из них 50 раскрашивались акварелью ("Зимний дворец со стороны Адмиралтейства"). Уникальным было издание литографированной панорамы Невского проспекта, изданное А. Прево, комиссионером Общества поощрения художеств. Акварельный оригинал В.С. Садовникова длиной 16 метров литографировали два однофамильца, о которых сохранилось мало сведений - И.Иванов, исполнивший правую часть панорамы, и Петр Иванов, которому принадлежит левая часть панорамы. 

Кроме пейзажных серий издавались и альбомы литографированных портретов ("Современники. Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих" Г.Ф. Гиппиуса, из которого в нашей коллеции хранятся портреты В.П. Кочубея и Ф.И. Круга. Во второй половине 19 века издавалось множество литографированных портретов царствующих особ и членов их семейств. Впрочем, современники могли видеть и образы представителей иного лагеря: в 1858 году по инициативе сына декабриста Е.И. Якушкина было предпринято издание портретов декабристов, литографированных А.Т.Скино. Одним из последних дореволюционных изданий литографированных портретов был альбом "15 литографий русских художников", изданный журналом "Мир искусства" в 1900 году, в котором участвовали ведущие мастера одноименного объединения.

Щедровский И.С. (1815-1870) "Игра в шашки". 1846Огромную популярность в середине 19 века имели литографированные серии и альбомы с изображением жанровых сцен, что связано с развитием бытового жанра в русском искусстве того времени. Среди наиболее известных серий было издание Общества поощрения художеств 1839 года "Сцены из русского народного быта", которое включало 36 литографий с рисунков И. Щедровского В нашем собрании имеется лист из этого издания, литографированный Л.А. Белоусовым. В 1845,1846, 1852 и 1855 гг. вышло четыре издания этого альбома. в котором листы были награвированы самим Щедровским в два тона (это были первые в России литографии, напечатанные с двух досок). Среди работ нашей коллекции - лист из издания 1846 года. Особой страницей в истории русской литографии являлась сатирическая графика, издавашаяся как отдельными сериями или альбомами (серия А.И. Лебедева "Погибшиие, но милые создания", пользовавшаяся в свое время большой популярностью), так и печатавшаяся в журналах. 

Не имевшим аналога было хроникально-познавательное издание В.Ф. Тимма "Русский художественный листок", выходивший регулярно три раза в месяц с 1851 по 1862 год включительно. Каждый номер состоял из нескольких литографий с пояснительной надписью). 

В русской литографии второй половины 19 века нашли довольно активное отражение события Крымской войны, имевшей значительный резонанс в обществе. Вышло несколько серий с изображением военных действий и портретов героев, листы из которых также имеются в нашей коллекции. 

Маковский В.Е. (1846-1920) Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". 1874 С середины 19 века литография занимает все большее место в иллюстрации, чему отдали дань почти все ведущие литографы того времени. Занимались этим и многие живописцы. Примером могут служить иллюстрации известного живописца В.Е. Маковского к произведениям Н.В. Гоголя. Художник настолько увлекся искусством литографии, что в начале 1870-х годов организовал собственную мастерскую. Кроме литографии, художник занимался и офортом, в 1887 году издав альбом "12 офортов В.Е. Маковского", посвященный в основном изображению украинской народной жизни. Эта техника со второй половины 19 века привлекла внимание многих художников своей способностью создавать богатые тоновые растяжки, растворять объемы в световоздушной среде. В 1871 году было даже создано по инициативе А.И. Сомова "Общество русских аквафортистов". Но все же в большинстве своем художники обращались к офорту изредка, или же применяли офортную технику в соединении с другими техниками гравюры. Исключением был знаменитый пейзажист И.И. Шишкин, которым было создано свыше 100 листов в этой технике. В 1895 году в издательстве А.Ф. Маркса был издан большой альбом "60 офортов И.И. Шишкина". В него вошли все лучшие работы, созданные художником (этот альбом в собрании музея имеется полностью). Мастер сам печатал листы, в процессе подготовки к печати переделывал многие доски, добавил около десяти новых досок. Художник блистательно использовал все возможности офорта, применяя дополнительно и акватинту, и меццо-тинто, работая то на тончайшем графическом рисунке, то на контрасте черного и белого пятен. 

Остроумова-Лебедева А.П. (1871-1955) Венеция ночью. 1914 В начале 20 века А.П. Остроумова - Лебедева возрождает практически забытую технику гравюры на дереве - ксилографию, делая её самостоятельным видом искусства, обогащая новыми выразительными средствами. В нашей коллекции её творчество представлено произведениями, входящими в наиболее известные серии художницы. Это "Колонны Биржи и крепость" 1908 года, гравюрные виды Петербурга, сделанные в качестве заставок и концовок к книге В. Курбатова "Петербург" и, наконец, "Венеция ночью" 1914 года, работа, созданная после поездки в 1911 в Италию. Вместе с другими мастерами начала века художница практически вернула Петербургу торжественно строгий образ классицистического города после господствовавшего на протяжении второй половины 19 века восприятия Петербурга как города героев Достоевского. 

Коллекция Тюменского музея изобразительных искусств не претендует на полное раскрытие истории и специфики русской гравюры и литографии, но дает возможность познакомиться с основными вехами развития этого интересного вида искусства, представляет произведения многих ведущих русских граверов и литографов 18 - нач. 20 веков, созданных в разных жанрах.  

В.А. Субботина.


Данный раздел создан по материалам каталога "Русская гравюра и литография XVIII - начала XX вв. в собрании Тюменского музея изобразительных искусств" Тюмень, 1998. При любой форме воспроизведения данных материалов ссылка на первоисточник обязательна.


| Главная страница | Русское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Западноевропейское изобразительное искусство XVIII-нач. XX вв. | Русская гравюра XVIII-нач. XX вв. | Художники Тюмени XVIII-XIX вв. | Публикации | Именной указатель

Губернская Академия © 2001

 webmaster - Роман Федоров

 

 

Анрикез Бенуа-Луи (1732-1806). Портрет Петра 1. 1772

Бакст (Розенберг) Л. С. (1866-1924). Портрет Ф.А. Малявина. 1899

Беггров К.П. (1799-1875). Зимний дворец со стороны Адмиралтейства. (сер. 1820-х)

Белоусов Л.А. (1806-1854). Торговец печенкой. 1839

Гартман. В.А. (1834-1873). Памятник тысячелетию России. 

Гиппиус Г.Ф. (1792-1856). Портрет В.П. Кочубея. 1822

Козловский М.И.(1753-1802). Геркулес убивает льва.

Крамской И.Н. (1837-1887). Ночная сцена в пути. 1862

Крихюбер, Йозеф (1800-1876). Портрет О.С. Нарышкиной с дочерью.

Кустодиев Б.М. (1878-1927). Архиерей. 1921

Лебедев А.И. (1830-1898). "Да, он заходил..."

Лебедев А.И. (1830-1898). Девушка с собакой. 1894

Маковский В.Е. (1846-1920). Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". 1875

Маковский В.Е. (1846-1920). Помещик, разговаривающий с хохлом. Гриф-фонаж. 1884

Маковский В.Е. (1846-1920). Еврей в картузе. 1885

Шварц В.Г. (1838-1869). Казацкая оседланная лошадь. 1859

Шишкин. И.И. (1832-1898). Сени. 1890