Главная   страница

Живопись

Гравюры

Книги

 


Главная страница проекта "Культура и искусство Тюменской области"

 

         Обложка альбома "Геннадий Райшев. Живопись. Графика". Издательство "Наше наследие". М., 1998Геннадий Райшев - Автопортрет


 

Уже давно нет на притоке Оби Салыме деревни Сивохрап (с остяцкого - «Налимий яр»), где в 1934 году в семье бывалого охотника и рыбака ханты с Иртыша Степана Райшева и юной чалдонки Евгении Коневой родился будущий художник.

Две осины. 1968

 «Отец мой, как особо одаренный из хантов, до революции окончил церковноприходскую школу. Любил чтение, стихи, грешил рифмой, в доме были книги. К нему ехали все. Говорили: «Приедешь в Сивохрап, на берегу круглый дом, красная дверь, живет остяк Раиш, он и приютит». Помню на воде множество причаливших лодочек. Отец всех знал, часто собирал с берега бедных шишкарей, изба наполнялась народом. Шли оживленные беседы, душой которых был остроумный, веселый хозяин. Он не терпел унижения и не мог видеть, как обижают других. Тридцать седьмой год откликнулся ему... 

Черемушка. Девушка на берегу. 1972

Мать возила почту на тройке коней, была смела и независима. Ушла из колхоза, так как заработка там фактически не было. После окончания начальной школы я несколько лет сам промышлял, приносил домой добычу - уток, белок. Сшил бродни - болотные сапоги - себе и матери. Дратва до крови врезалась в ладони, плакал... Чтобы заплатить налоги, мать продала дом, корову. Постепенно после войны все односельчане покинули Сивохрап». 

Мой дом. 1972

Из сурового детства Геннадий Райшев вынес упорство в достижении цели, самоуглубленность и созерцательность. Мир старого хантыйского поселения, людей, живущих единой жизнью с природой и одухотворивших ее своей фантазией, навсегда остался перед мысленным взором художника. 

Женский портрет. 1948

С 1947 по 1954 год он учился в школе-интернате в Сургуте. Среди педагогов был Аркадий Степанович Знаменский, правнук замечательного этнографа, рисовальщика и карикатуриста М.С. Знаменского. Михаил Степанович большую часть жизни прожил в Тобольске, где вместе со ссыльными декабристами, поэтом П.П. Ершовым нес в Сибирь истинное просвещение. Посильно продолжал дело своего предка скромный учитель физики. Именно ему, энциклопедически образованному человеку, обязан Райшев приобщением к русской культуре. Аркадий Степанович поддерживал веру в светлые, гуманные начала, пробудил жажду знаний, которая и привела Райшева в 1954 году на северное отделение Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена.

Остров куликов. 1974

Рисовал Геннадий с детства, но, как часто бывает с талантливыми людьми, его ждала трудная творческая судьба. Учась в институте на филологическом факультете, он здесь же, в вечерней студии, руководимой графиком В.П. Ефимовым, копировал гипсы и натюрмортные постановки. Но учила Райшева не только и не столько студия - учили сам Ленинград, время. Подули свежие ветры второй половины 50-х годов, стали изменяться музейные экспозиции, поднимались из запасников ранее запрещенные полотна, начиналась реабилитация целых направлений мирового и отечественного искусства. 

Острохвост. 1976

Как и многие молодые художники того времени, Райшев пережил период увлечения русским искусством конца XIX - начала ХХ века, особенно Врубелем. Покорила способность Врубеля, сделав невидимое видимым, наполнить природу фантастическими существами, восхищала смелость врубелевского языка, «разрушавшего систему академизма, буквально раскраивавшего ее пластическими контрастами и показавшего будущим поколениям возможность выразительности без подражательства». 

Убитый глухарь. 1976

Так открывался путь к авангарду ХХ века, ставший для Райшева более органичным, чем для многих его сверстников, связанных академическим обучением. Развернутая в Эрмитаже экспозиция западноевропейского искусства, выставка Пикассо, открытая в 1958 году, будоражили воображение. Художественно-образная система искусства новейшего времени, при всех его интеллектуальных изысках, оказалась близка своей «неправильной» перспективой, обобщенностью, знаковостью форм, условностью цвета искусству ранних этапов развития цивилизации. Ведь не случайно в поисках обновления языка Гоген обращался к творчеству туземцев Таити, а Пикассо - к негритянской скульптуре. Райшеву не нужно было искать вдохновения в экзотических странах. Предстояло вернуться к своим истокам. Впоследствии одну из работ художник так и назвал - «Возвращение» (1973), придав гребцу в лодке сходство с собой.

Утка, слетающая с гнезда. 1976

После института три года учительствовал сначала в Сургуте, а затем в Шугозере, потом с женой и маленьким сынишкой в 1962 году поселился в Карпинске, на севере Урала, вблизи от родных сибирских краев. 

Здесь и пришло твердое решение стать художником. 

«Вся история искусства у меня перед глазами: Возрождение, «коричневая» живопись XVII века, египетские мумии, импрессионизм, кубизм. От знания приходишь к незнанию, и после этого все становится как бы забытым. С искусством покончено. Ты чист. Жизнь так ярка, что все средства слабы. Виденное у других для тебя не подходит. Копирование природы также бесплодно. Нужно создать свою модель, которая была бы параллельна природе и точно отражала твои ощущения». 

Цветущая сосна. 1977

ПРОДОЛЖЕНИЕ


| Главная страница | Живопись | Гравюры | Книги |

Губернская Академия © 2001

webmaster - r_fedorov@mail.ru

Культура и искусство Тюменской области
                                             www.ikz.ru/culture/