ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАРАБУЛАТОВА И.С., ДЕМИНА Л.В.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ ТЮМЕНИ

Карабулатова Ирина Советовна, Демина Лилия Васильевна. Колыбельная песня Тюмени – Тюмень: изд-во “Экспресс”, 2004. – 160с., цв. иллюстр., ноты. Напутственное слово, предисловие, 1 гл., 2 гл. ( в соавт. с Деминой Л.В.), 3 гл., заключение, приложение колыбельных песен - Карабулатова И.С.; 2 гл. (в соавт.), нотация колыбельных в приложении - Демина Л.В.

Предлагаемое издание рассказывает об особенностях колыбельной песни как составной части культуры детства основных народов, проживающих в Тюмени. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет вывести универсальные черты культуры детства, важные для сохранения любого этноса на многонациональной территории. Книга содержит цветные иллюстрации, в приложении даны тексты и ноты колыбельных песен, заговоры и обереги.

Монография адресована широкому кругу читателей, а также специалистам: этнографам, лингвистам, фольклористам, историкам, музыкантам.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Закирова А.Ф., доктор педагогических наук, профессор (Тюмень)

Харишина В.И., кандидат искусствоведения (Челябинск)

Ярков А.П., доктор исторических наук, профессор (Тюмень)

Шаховский В.И., доктор филологических наук, профессор (Волгоград)

Сухарченко Г.И., главный педиатр г. Тюмени

Издание осуществлено при поддержке администрации г.Тюмени и Всероссийского театрального общества

© Карабулатова И.С., Демина Л. В., текст, ноты - 2004

© Карабулатова И.С., редакция - 2004

© Циликин А.Е., Адаев В., фотографии - 2004

© Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета - 2004

© “Экспресс”, издательско-полиграфический центр - 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Благодарность
Напутственное слово
Предисловие
Глава 1. Бука, Дрема и другие, или кто и где есть в колыбельной песне
Глава 2. Музыкальные особенности колыбельной песни
Глава 3. Музыкотерапия колыбельной песни, или как петь колыбельные песни
Заключение
Источники
Литература
Рекомендуемая литература
Приложение
Колыбельные песни (тексты)
Заклинания, заговоры, обереги для детей
Ноты

БЛАГОДАРНОСТЬ

Авторы приносят искреннюю благодарность всем тем, кто помог в осуществлении этой книги в жизнь: людям, исполнителям, которые сберегли уникальные жемчужины народной культуры. В разных городах и селах Тюменской области мы всегда встречали теплый прием.

Спасибо сказительницам Лозямовой З.Н., Волдиной М.С., студентам татарского отделения филологического факультета ТюмГУ Сафиевой Зульфине, Кармушевой Юлии, Тусмухаметовой Юлии за оказанную помощь и поддержку в сборе материала. Особое спасибо старшему научному сотруднику сектора филологии Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета Ермаковой Е.Е. за предоставленные полевые материалы заговоров из личного архива.

Хочется высказать слова глубокой признательности за искреннюю поддержку Комитету по культуре города Тюмени в лице Ярковой Л.А. и Беделю Ю.В.

Авторы благодарны администрации города в лице мэра Киричука С.М. и Тюменскому отделению Всероссийского театрального общества и лично Орлу В.В. за понимание и оказанную финансовую поддержку проекта.

Низкий поклон нашим мамам и бабушкам Карабулатовой-Федун В.Ф., Билык А.И., Манызовой К., Кушниковой А.П., Дружининой Л.С., чьи песни зажгли в наших сердцах огонь любви к народной культуре.

Карабулатова Ирина Советовна, доктор филологических наук

Демина Лилия Васильевна, кандидат искусствоведения

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО

Посмотрите на небо или внутрь себя... и вы увидите там много интересного и манящего. Если вы захотите, то увидите там себя такими, какие вы есть на самом деле. А какие мы в действительности? И что так повлияло на нас? Как часто мы задаем себе эти и другие вопросы, пытаясь найти ответ. Но где он? И как его найти? Наверное, нужно присмотреться повнимательнее и увидеть сказку ставшего уже далеким детства или прислушаться и услышать колыбельную песню, песню материнской мечты, созидающей маленького человека как личность. Как же сделать так, чтобы песня родительской мечты стала реальной историей жизни. Вот такой, например, как эта история-песня маленького ручейка, ставшего облаком.

Когда я был маленький, только-только появился на свет и радовался переливам солнечного света в моих струях, моя юная жизнь журчала полнотой и насыщенностью красок-событий. Одно только огорчало меня: посмотрю на небо - как же там красиво! Облака: тяжелые и легкие, пушистые и полупрозрачные, скученные и отдельно плывущие - каждое мгновение творили новое пространство, придумывали новый узор своей яркой жизни. Как облакам, плывущим по безграничному небу, свободно и весело вместе. А я? Я здесь один, один на этой земле. И всегда есть только один путь, проторенное русло. Как же мне хочется туда - ввысь!..

Но однажды со мной приключилась удивительная история. История, которая преобразила мою жизнь.

Итак, наступило обычное летнее утро. Я, как всегда, весело и легко журчал мимо зеленых былинок, золотистых солнечных одуванчиков, мечтая... И вдруг... мои мысли оборвал сильный дождь. Его капли не просто попадали в меня, они били, били изо всех сил. Я почувствовал, что-то новое вошло в меня, ощутил, как становлюсь все сильнее и сильнее!

Дождь кончился, но сила, которую он принес с собой, осталась со мной. Я упивался этими новыми ощущениями, буквально ошалев от счастья. Радость, радость и радость лилась в каждой маленькой струйке меня. Мое восхищение прервало новое ощущение... Я почувствовал теплоту. Теплоту, которая с каждым мгновением нарастала и нарастала, переполняя меня. Она лилась откуда-то сверху, а может быть, снизу - не знаю. Она окутывала меня своими ласковыми песнями, нежными прикосновениями, убаюкивала безусловной любовью, словно мать, которая, склонившись над своим ребенком, желает ему добра. Я чувствовал себя действительно самым любимым и желанным малышом в мире, которому специально сочиняют песни. Песни любви. Песни силы. Песни здоровья и счастья. И вдруг... я стал подниматься все выше и выше. К своей мечте. К небесам. И вот я уже здесь, на небе. На небе своей мечты.

А ведь раньше я даже и не думал, что моя мечта может стать реальностью! Знаете, каждый ручей, большой или маленький, если сильно захочет и поверит в свою мечту, может стать самым прекрасным облаком на безграничном небе, или самим небом.

Кто знает, кто из нас облако, а кто небо? Ветер перемен подхватывает нас и несет дальше. И только клубы серой пыли матовой полупрозрачной завесой скрывают прошлое, а может быть, будущее. Даже ветру порой непросто двигаться вперед, в свое будущее, а может, в прошлое. Кто знает? Но где-то там мы стоим возле дома своего детства и думаем о своем прошлом или будущем. Как странно устроена жизнь. Можно мчаться потоком, смывая все препятствия, а можно смотреть на небо или свой дом. Вперед. Вам предстоит увлекательное путешествие в мир колыбельной песни, в мир Вашего детства!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мать - это первая вселенная ребенка

А.Бертин

Взрослые люди могут с легкостью вспомнить волшебные мелодии колыбельных песен. Это не просто первое знакомство с миром музыки, который закладывает фундамент эстетического развития личности, но и вхождение в социум. Сегодняшнее общество с его стрессами и скоростью обмена информации заставляет нас обратиться к уникальному опыту прошлого, который позволяет сформировать общество мечты и удивительных возможностей реализации себя как творческого человека.

Формирование личности и речи ребенка проходит при непосредственном участии матери. Именно мать дает ребенку первые знания о языке и культуре своего народа. Современные исследователи говорят об отсутствии данных по формированию речи у детей без особых проблем [Фрумкина 2001: 104-106]. Вместе с тем особое внимание уделяется роли родителей в формировании предречевых навыков ребенка. Именно мать является активным посредником между ребенком и внешним миром. Последние научные данные позволяют говорить о наличии эмоционального следа плода в психике взрослого человека. Негативная информация может быть одной из причин таких дефектов развития детей и подростков, как агрессивность, девиантные формы поведения, заторможенность, расстройство внимания, гиперактивность и т.д. Наоборот - радость заставляет петь наше сердце. Уже от родителей зависит каков он будет, этот эмоциональный след.

Весь океан наших эмоций и процессов, связанных с ними, находится во вселенной, имя которой - колыбельная песня. Музыка, поэзия, искусство, природа помогают достигнуть такового внутреннего состояния, которое позволяет воспитать в ребенке чувство прекрасного. Здесь играет далеко не последнюю роль отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку - важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать. Беременная женщина является уникальным средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются тем магнитом, который притягивает энергию определенных типов. Каково будет состояние будущего ребенка? Оно зависит не только от матери, но и от членов ее семьи, всего общества в целом.

Хочется подчеркнуть, что Вселенная всегда благодарит родителей за их сознательные усилия. Любой поступок - злой или добрый - возвращается к его создателю. Поэтому дети являются неким барометром, по которому можно судить о семье. Больные дети, с изломанной судьбой - все это “отзвук” психологических катаклизмов внутри семьи. Однако социальные катаклизмы привели к тому, что в современном обществе гораздо больше неполных семей. Так, в 2001 г. каждый третий ребенок в Тюменской области рожден вне зарегистрированного брака. Натораживает тот факт, что большую часть внебрачных детей дают не молодежь до 20 лет и отчаявшиеся женщины после 35 лет, а люди в основных репродуктивных возрастах (20-34 года) [www.oblstat.tmn.ru]. Количество детей, рожденных вне брака, постоянно растет: 19,3% от общего числа родившихся в 1991 г. и 33,3% в 2001г. По оценке государственной статистики численность постоянного населения в Тюменской области уменьшилась за последние 11 лет на 8,3 тысячи (0,6%) и составила на начало 2002 г. 1339,5 тыс. человек. В этих трудных обстоятельствах самый надежный щит от всяких напастей - это безусловная любовь к ребенку, идущая прямо из сердца. Любовь только за то, что он есть на свете.

Рождение, как и многие события человеческой жизни, тесно связано в традиционных представлениях разных народов с “иным” миром, и вся родильная обрядность направлена на обеспечение благополучного появления на свет новорожденного и присоединения его к социуму.

В древности люди верили, что была специальная богиня пуповины, которая помогала ребенку перейти из одного состояния в другое, из мира Нави в мир Яви, из мира идей в мир материи. Сегодня отголоски этих верований сохранились в том, что современные татары, казахи забирают из роддома не только роженицу и младенца, но и его послед, чтобы похоронить его или спрятать. Аналогично поступают и представители наших северных народов.

В космогонических мифах основное внимание уделено процессу творения, происходящему в так называемое мифическое время, когда не было народов, а в мире царил хаос. В качестве символов, характеризующих хаос, чаще всего выступает вода: “Кругом вода, и вода, и вода”, “кругом было море”, “безбрежный океан”, “туман и мрак”, “облако”, “болото”. Безбрежное беспредельное море (океан) - это вода, изначальная стихия женского начала, принцип всеобщего зачатия и рождения. У разных народов наблюдаются схожие мотивы в рассказах о сотворении мира. У ненцев миф начинается словами, что “ни неба, ни земли не было, а была только вода”; у манси - “не было деревьев, суши, везде была вода, везде был туман. Сын миротворца, после того, как обошел мир, разбросанный в тумане, в воде, сказал: “Разве я не могу создать холм (сушу) на болоте, такой большой, чтобы он смог выдержать меня?”; у коми - “Прежде земли и неба не было, а было болото, а на нем кочки. Ни зверей никаких, ни птиц, ни человека тоже не было. Не было солнца с луной”.

Для космогонических мифов универсальной является схема, что некто сотворил неким образом нечто / некоего. Очень часто в мифах такого рода смоченный дождем (небесной влагой) кусочек неба (кусочек ила, земли) приобретает способность к самопроизвольному росту, также и человеческий зародыш внутри матки. Поэтому у русских говорят, что мал золотник да дорог, а в ряде говоров матку называют золотником. В мифическое время земля продолжала расти, росли к небу горы, камни, леса. Так и жизнь в чреве женщины растет по мифологическим законам, а женщина является той неизвестной зоной, где творится жизнь. На сегодняшний день учеными доказано, что сознание у ребенка начинает активно формироваться уже на четвертом месяце беременности, поэтому ребенок, находясь в утробе матери, чувствует отношение к нему.

Новорожденный относится к такой сверхиндивидуальной области, где человек еще не осознает своей тождественности Всему. Его самоидентификация не ограничивается пределами одного организма, именно поэтому для него поют колыбельные песни, которые помогают ему осознать себя в целом с человечеством, конкретным этносом, семьей.

У древних славян богиня пуповины называлась Баба-Рожаница, у древних тюрок – Умай, у угров – Анки-Пугос. И по сей день объясняют ханты своим детям, что детей Торум (верхнее божество обских угров) спускает с неба на землю, а Пукль-анки /родовая бабка принимает. Ребенок – это дар Анки-Пугос – богини-жизнеподательницы, матери священного огня.

У древних тюрок такую роль играла богиня Умай, которая тоже считалась матерью огня. Именно ей тюркские девушки приносили в дар кипящее масло, выливая его в огонь очага и прося защиты от невзгод. В древнетюркской мифологии богиня Умай была супругой верховного божества Тенгри / Неба, олицетворяя Землю, от соединения которой с Небом рождалась жизнь на земле. Чувашская богиня Ама/Мать олицетворяла землю. Совместно с божеством Аслати, повелевавшим громом и молнией, она породила природу. Если у древних тюрок Умай - прародительница всего живого, олицетворение плодоносящего начала в мире, то позже, например в “Диване” Махмуда Кашгари словом умай стали обозначать послед роженицы, т.е. слово выступало в том значении, которое сохранилось у целого ряда современных тюркских народов, для которых Умай просто покровительница женщин [Турсунов 1999].

Если у древних угров ребенок спускался вниз по небесной воде, реке, или с дождем, то у древних тюрок душа ребенка спускалась по мировому дереву с неба в живот будущей матери, после чего последняя беременела. Дождь изобилия символизирует зачатие, зарождение, яйцо или семя. А еще он может означать начало Вселенной. Понятие дерево имеет несколько уровней смысла. Это необычное дерево, а священное, которое связано с рождением через дыхание жизни. Мифологическое мировоззрение человека воспринимает деревья как легкие земли и ключ всей жизни. Они не только восстанавливают воздух, которым дышит человек, но и преобразуют энергию солнца, энергию духа. Так и человеческий плод получает воздух от священного “дерева”-плаценты. Если внимательно посмотреть, то и в природе, и в человеческом организме многие системы в основе своей имеют форму дерева, разветвляющегося на более мелкие ветви, - таковы реки, кровеносные сосуды, нервы, бронхи. Кроме того, деревья и растения привносят в нашу жизнь красоту и исцеляют нас, когда мы болеем. Идея отвлечения мира людей, его автономность в системе мироздания проявляется достаточно четко в обрядности детства.

В процессе эволюции языческих верований происходила неоднократная трансформация образов отдельных представителей языческого пантеона. Мифологический мотив, связанный с богиней Умай, трансформировался в легенду о чудесной птице Хумай, из яиц которой вылупляются необыкновенные гончие псы, от которых не уйти ни одному зверю, а космогонический миф о борьбе Света (Жайыка) и Тьмы – в сказку о победе охотника Жайыка над циклопом-великаном [Турсунов 1999].

До сих пор многие верят в силу различных пророчеств, которые опираются на сходные принципы тесной взаимосвязи макрокосма и микрокосма. Современное знание голографических принципов (когда при определенных условиях целое может отражаться во всех его частях) обосновывает такие вещи как возможные и дает возможность оценить их с научных позиций. Это означает, с одной стороны, сужение былых космических пределов, в рамках которых развертывается действие, от исхода которого зависит судьба людей, выступающих в качестве пассивного компонента модели мира. А с другой – перенос основного внимания в мир людей: судьба персонажей оказывается в зависимости от тех отношений, которые установлены в мире людей.

Рождение ребенка сопровождалось массой предосторожностей. В это время в доме должны быть разомкнуты все замки, открыта печная заслонка, развязаны все узлы на роженице, расплетены ее волосы; роженица должна пить воду, слитую с иконы Божьей Матери. Помимо этого, роженица или женщина, принимающая роды, должна читать специальные заклинания.

Итак, маленький человек появился на свет. Во всех традиционных культурах Тюменской области, как только ребенок появлялся на свет, повитуха совершала определенные магические обряды по его защите. Сразу после рождения повитуха ханты подносила новорожденного к горящему очагу, чтобы Анки-Пугос взяла его под свое покровительство, приобщая младенца к “своему” огню. Там же в дар богине огня повитуха сжигала куклу, изготовленную из крестообразно скрепленных березовых веточек и одетую в красный халат. У юганских ханты одетую куклу сжигали сразу после родов, что символизировало своеобразный обмен: вместо родившегося ребенка Анки-Пугос посылали в дар эту куклу.

У русских ребенок до крещения считался просто человеком или куколкой. Традиционно восточные славяне называли маленьких детей собирательными существительными, поскольку полагали, что младенцы бесполы. Именно поэтому, по русскому обычаю, о ребенке независимо от пола говорили в мужском роде, кроме того, возрастные термины употребляли также преимущественно мужского рода. Народная классификация детей по возрасту в целом соответствует современной научной парадигме. Так, например, периоду младенчества соответствуют такие понятия, как родЯщий, младЕнь, лЕжень, пАполза, характеризующие разные периоды развития грудного ребенка. У славян вообще широк круг понятий, отражающих физическое состояние, поведение, возраст ребенка. Этап детства в целом не дифференцировался, поэтому маленького ребенка могли называть робятЕшка, пУрыш, мизЮрка, челяпИга. Под влиянием тесных татарско-русских связей малыша могли называть ардА (от татарского орда), углАн (от татарского сын). А уже подростка именовали иначе: подлЁток, парнЁнко, обмолодок, малоросток, девка.

До 4-5 лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают с маленьким ребенком, ласкают и нежат его. В дальнейшем в жизни мальчиков все большую роль играет отец, а девочек - мать. Детский коллектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины дети усваивают основные знания, навыки, правила.

Итак, в народной культуре где-то к трем-четырем годам заканчивалось младенчество или “колыбельный” период. К этому времени ребенок уже хорошо ходит, свободно разговаривает, его отлучают от груди, перестают укладывать в колыбель. Начинается следующий жизненный этап - детство.

К настоящему времени народная культура, к сожалению, утратила существенные свои черты, потеряв главное – ощущение единства с природой. Тем не менее, проблема функционирования системы “человек-общество-природа” не теряет своей актуальности и требует детального изучения, в том числе и на материале традиционных воззрений.

Весь набор средств народной педагогики направлен на воспитание высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить уже самостоятельно. К сожалению, современная педагогика “не учитывает фасцинативный, суггестивный, воспитательный потенциал Слова” [Шаховский 2004: 153]. Дети - прекрасный подарок судьбы, они не являются средством своеобразной компенсации неудач родителей или достижения их амбиций.

Мы предлагаем вам творить своего ребенка, как творят искусники, воолшебники и маги. Пойте ему такие колыбельные песни, которые помогали бы ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляли его на творчество и радостное восприятие жизни.