ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И.С. Карабулатова

Д.М. Мухамадиева

 

Золотая колыбель: традиционный детский фольклор сибирских татар юга Тюменской области (функционально-коммуникативный подход)

 

Тюмень 2006

Сити-пресс

Карабулатова Ирина Советовна, Мухамадиева Диана Маратовна. Золотая колыбель: традиционный детский фольклор сибирских татар юга Тюменской области. (функционально-коммуникативный подход) – Тюмень: Сити-пресс, 2006. - …с., цв. иллюстр.

В предлагаемом издании анализируются собранные при непосредственном участии авторов полевые материалы по детскому фольклору сибирских татар юга Тюменской области. Работа адресуется этнографам, фольклористам, историкам, этнопедагогам, а также всем тем, кто интересуется фольклором народов России.

Рецензенты: С.Н.Азбелев, д.филол.н., проф. (Санкт-Петербург)

Г.Е.Крейдлин, д.филол.н., проф. (Москва)

Х.Ч.Алишина, д.филол.н., проф. (Тюмень)

Работа выполнена при поддержке гранта губернатора Тюменской области В.В.Якушева на разработку научно-исследовательских проектов в 2006 г. “Традиционный детский фольклор сибирских татар юга Тюменской области” (молодые ученые).

Печатается по решению Ученого совета Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.

© Карабулатова И.С., Мухамадиева Д.М., 2006

© Институт гуманитарных исследований

Тюменского государственного университета, 2006

© Типография “Сити-пресс”, 2006.

Содержание

 

Благодарности

Введение

Глава 1. Традиционная колыбельная песня: историко-типологический подход

1. Традиционная колыбельная песня как этнолингвокультурный феномен: история вопроса

2. Параметризация традиционных колыбельных песен

1.2.1. Внутрижанровая классификация колыбельных песен

1.2.2. Специфика композиции колыбельных

1.2.3. Образная система колыбельных песен

Выводы по главе

Глава 2. Невербальное коммуникативное пространство колыбельной песни

2.1. К понятию о сущности коммуникативного пространства

2.1.2. Границы коммуникативного пространства в колыбельной песне

2.2. Музыкальное пространство колыбельной песни

2.3. Компоненты невербального коммуникативного пространства колыбельной песни

2.3.1. Голос

2.3.2. Интонация

2.3.3. Касания

2.4. Суггестолингвистическая характеристика колыбельных песен

2.4.1. Суггестия как явление

2.4.2. Вербальные и невербальные коды в колыбельной песне

2.4.3. Прагматическая функция колыбельной песни

2.4.4. Гендерное конструирование этнического поведения в колыбельной песне

Выводы по главе

Глава 3. Вербальное коммуникативное пространство колыбельной песни

3.1. Понятие картины мира

3.1.1. Языковая или концептуальная картина мира в русской и татарской колыбельной песне

3.1.2. Основные концепты колыбельной песни

3.2. Общая харктеристика этносоциокультурных стереотипов в колыбельной песне

3.2.1. Этнические и социокультурные стереотипы: сходство и различия

3.2.2. Этнические и социокультурные стереотипы поведения в колыбельной песне

Выводы по главе

Заключение

Приложение

Литература

Благодарность

Известный поэт как-то написал: “Все начинается с детства…”. То, какими мы вырастаем, кем становимся, большая заслуга наших родителей. Наши родители, что может быть дороже для человека: ласковые руки матери, строгие, но добрые глаза отца, привычный аромат родного дома. Наши мамы и бабушки… У каждого из нас есть своя история, как мы боялись, и бесконечно любили и любим их.

Для нас, авторов этой книги, образ мамы – один из самых светлых в сердце. Кто, как не мама поможет в трудную минуту, поддержит, утешит. Наши мамы: Эльмира Талхатовна Шарапова, Вера Феодосьевна Федун-Карабулатова всегда были рядом. Их строгие, но любящие голоса звучат в наших сердцах даже тогда, когда они не рядом с нами. Их проникновенные, ласковые голоса звучат в наших сердцах с той далекой поры детства, когда хотелось прижаться к маминому теплому платью и почувствовать себя самым любимым ребенком под тихую материнскую песню…

А наши отцы… Сдержанные напутствия Совета Карабулатовича Карабулатова “держать марку семьи” и Марата Хусаиновича Сулейманова “быть на высоте” стали основополагающими в нашей жизни. Мы, дочери своих отцов, понимаем, что они также сильно любили и любят нас, как и наши мамы. Наши родители вышли родом из сельской местности, где традиционная народная культура – это та база, без которой практически невозможно вырастить полноценного гражданина. После трудного дня они находили минуту для песни для нас, своих детей. Первые слова искренней блангодарности именно им, нашим родителям. Мусульманская семья немыслима без детского шума и гама. Недаром говорят, что “с детьми дом – базар, а без детей дом – мазар”. Поэтому в семьях наших родителей мы росли в окружении братьев и сестер: Виктора, Аллы, Альбины…

Наши семьи – это тот тыл, тот неугасимый свет души, который ведет нас по жизни. В семье Дианы Мухамадиевой – это ее верный помощник и любимый муж Илдар. Особая благодарность Лилии Ахметовне Мухамадиевой за искреннюю любовь к родному татарскому языку и помощь в собирании материала. Только становясь сами впоследствии родителями, начинаем понимать, как же они любили или любят нас, наши родители, потому что наше сердце наполнено не только сыновней или дочерней любовью, но уже и родительской - к своим собственным детям. Эта книга – свидетельство той бесконечной любви, которую мы испытываем к нашим детям Мухамадиеву Эмилю, Карабулатовым Ксюше и Мише, именно благодаря им все, что связано с детством, стало близким и волнующим.

хххх

Слова особой благодарности хочется высказать Губернатору Тюменской области В.В. Якушеву и Губернской академии за поддержку и финансирование этого проекта.

Большое спасибо коллегам: доктору филологических наук, профессору, выдающемуся фольклористу С.Н.Азбелеву, доктору филологических наук, профессору Г.Е.Крейдлину, доктору филологических наук, профессору, фольклористу В.Н. Евсееву, доктору филологических наук, профессору, известному тюркологу Х.Ч.Алишиной, кандидату филологических наук, доценту А.А. Исаковой, Г.К. Чаукеровой, Н.П. Яковлевой, Н.С. Терпигорьевой, М.А. Жуковой за ценные советы, замечания, поддержку и содействие в подготовке монографии.

Искреннее спасибо студентам татарского отделения филологического факультета Тюменского государственного университета, которые помогали в сборе полевого материала.

Ирина Карабулатова,

Диана Мухамадиева