Тюменский государственный университет
Институт гуманитарных исследований

И. С. Карабулатова

Культура детства Тюменской области:
традиции и современность

Карабулатова Ирина Советовна. Культура детства Тюменской области: традиции и современность. – Тюмень: изд-во “Мединфо”, 2004. – 269 с., цв. иллюстр., ноты, CD-приложение (в исполнении хранителей традиции, 60 треков).

Грант губернатора Тюменской области С.С.Собянина №141-04 (индивидуальный: руководитель и исполнитель). 

Книга стала лауреатом конкурса РАО "Лучшая научная книга 2004 г. среди  преподавателей вузов" (Сочи, 2005).

Предлагаемое издание рассказывает об особенностях культуры детства основных народов Тюменской области на современном этапе. Культура детства рассматривается как способ наведения этнического сознания у нового члена сообщества, что важно для сохранения любого этноса на многонациональной территории. Книга состоит из двух частей: в первой части – анализ культуры детства народов Тюменской области, вторая часть - тексты и ноты колыбельных песен, потешки, детские игры, заговоры и обереги. Приложение: CD-диск с аутентичным исполнением колыбельных, потешек, оберегов. Книга содержит цветные иллюстрации.

Монография адресована широкому кругу читателей, а также специалистам: этнографам, лингвистам, фольклористам, психологам, историкам, музыкантам.

Рецензенты:

Евсеев В.Н., доктор филологических наук, профессор (Ишим)

Романов А.А., доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор (Тверь)

Работа выполнена при поддержке гранта губернатора Тюменской области С.С.Собянина №141-04.

Печатается по решению Ученого совета Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета

© Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета - 2004

© Карабулатова И.С. текст, ноты, CD-диск - 2004

© Циликин А.Е., Адаев В.Н., Труханов В.И., Карабулатова И.С. - фотографии - 2004

© “Мединфо”, издательство - 2004

Содержание

Благодарность

Напутственное слово

Введение. Культура детства как объект междисциплинарных исследований

Глава 1. Культура детства и этническое самосознание

    1. Ребенок в традиционных культурах народов Тюменской области. 1.1.1. Зачатие ребенка – творение мира. 1.1.2. Появление на свет. 1.1.3. Имянаречение. 1.1.4. Колыбель – пограничье между мирами. 1.1.5. Этапы детского возраста.
    2. Специфика формирования и сохранения этнической идентичности в условиях полиэтничного региона. 1.2.1. Из этнической истории Тюменской области. Условия формирования полиэтничного региона (на примере Тюменской области). 1.2.2. Географические названия как этнические маркеры территории. 1.2.3. Этносы на карте Тюменской области. 1.2.4. Имена людей как свидетельство этнической истории региона.
    3. Этническая и региональная идентичность в культуре детства

Глава 2. Культурные доминанты в языке культуры детства

2.1. Психология культуры детства
2.1.1 Стабильность и преемственность общества в культуре детства. 2.1.1.1. Традиционный музыкальный код в культуре детства. 2.1.1.2. Традиционны вербальный код в культуре детства. 2.1.2. Оппозиция свой/чужой в текстах культуры детства.

2.2. Ценностные доминанты этноса в языке культуры детства
2.2.1. Национальные стереотипы поведения обыденности в культуре детства. 2.2.2. Межкультурная коммуникация и культура детства.

2.3. Сценарное и проектное сознание в культуре детства
2.3.1. Понятие о сценарном и проектном сознании в культуре детства. 2.3.2. Способы формирования ценностных доминант этноса в языке культуры детства. 2.3.3. Формирование позиций лидерства и успешности в культуре детства. 2.3.3.1 Характеристика воздействия текстов культуры детства на ребенка. 2.3.2.2. Специфика исполнения текстов традиционной культуры детства

2.4. Авторская программа формирования позиций лидерства и успешности “Магия детства”

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Список информантов

Приложение 2. Колыбельные песни, потешки, детские игры, обряды, притчи и байки для детей, заговоры и обереги народов Тюменской области. Тексты.

Потешки

Детские игры

Притчи и байки для детей

Заговоры и обереги

Колыбельные песни

Приложение 3. Нотное приложение колыбельных песен

Приложение 4. Примеры анализа воздействия текстов культуры детства на сознание и подсознание человека (по программе “Словодел”)

Потешки

Заговоры

Колыбельные

БЛАГОДАРНОСТЬ

Как часто в жизни мы сталкиваемся с тайной. Тайны, как люди, бывают разными. Но Тайна появления человека на свет всегда будоражила и будоражит умы людей вне зависимости от национальной принадлежности. При сборе материалов, вошедших в эту книгу, на пути встречались разные люди, но все они трепетно отнеслись к теме, которая заявлена в этой работе.

Всем, кто сохранил зерна древних знаний о культуре детства и щедро поделился этими знаниями, - низкий поклон. Спасибо моим родителям, Карабулатовым Вере Феодосьевне и Совету Карабулатовичу, привившим мне еще в раннем детстве понимание ценности звучащего слова.

Сердечное спасибо Елене Ермаковой, Гулюзе Зиннатуллиной, Марине Жуковой, Наталье Терпигорьевой (Литвиновой), Янине Кузнецовой, Диане Мухамадиевой, которые поддерживали меня и помогали в осуществлении этого проекта.

Я благодарю врачей-педиатров ОКБ №2 г. Тюмени в лице Ольги Цыбульской, а также главного врача-педиатра г. Тюмени Галину Сухарченко за поддержку проекта и пропаганду основ традиционной культуры детства.

Автор выражает сердечную признательность за ценные идеи, советы и замечания доктору филологических и психологических наук, профессору А.А.Романову, доктору медицинских наук, профессору В.С.Соловьеву, доктору биологических наук, профессору Н.Н.Гребневой, доктору филологических наук, профессору, известному фольклористу В.Н.Евсееву.

Хочется высказать слова искренней благодарности губернатору Тюменской области С.С.Собянину и Губернской академии за понимание и финансирование этой работы.

Особая признательность моим детям – Ксюше и Мише, – которые подвигли меня взяться не только за сбор, публикацию материала, но и пропаганду традиционной культуры материнства и детства.

Автор

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО

Перед Вами необычное издание, позволяющее окунуться в мир ярких красок и сочных звуков далекого или недавнего детства. Вы сможете познакомиться с удивительным миром культуры детства коренных народов Тюменской области, узнать механизмы воздействия ее на всю последующую жизнь человека, вспомнить свое детство и сконструировать детство для своих детей и внуков. Потаенными тропами, бросив перед собой волшебный клубок детских песен, потешек, колыбельных, пойдем в страну детства, чтобы понять: кто мы, откуда, куда и зачем идем?

Эти песни, словно нити в клубке жизни, намотаны одна на другую. И у каждой нитки свой цвет, своя фактура. Одни нити яркие, словно весенне-летнее разнотравье и разноцветье после дождя. Другие – приглушенные, мягко вбирающие в себя все остальные цвета и оттенки. Одни - прохладные, как ручеек в летний зной. Другие – теплые, словно ласковые мамины руки, которые гладили нас когда-то в детстве по голове… Одни – тяжелые, словно грозовые тучи, готовые разродиться дождем. Другие – легкие, как теплый весенний ветерок. Эти нити сплетаются в различные узоры и всякий раз с неповторимым рисунком, словно жизнь каждого человека. Кто знает, какую песню-нить сплела нам судьба при рождении?.. Может быть, стоит отмотать клубок назад, бросить его, как в давней детской сказке перед собой, чтобы нить привела к потаенному дому детства.

Шаг за шагом, сматывая нити одну за другой, мы открываем для себя истинную красоту узора жизни, о какой мечтали когда-то детьми. Причем у каждого свои мечты, также как и дом детства. А вокруг сказочно красиво, и тихо-тихо, как предрассветным утром. Вот-вот мир проявится со всей силой красок и звуков. Заповедный лес с запахом чистой листвы и древесной смолы, настраивает на сказочный лад. Щебет таинственных птиц с необычными трелями и переливами, наполняет душу непосредственным ощущением чуда. Чуда, которое возможно в детстве. А может быть и не только в детстве…

Наверное, так мечтают о будущем, когда оно становится настоящим. И маленький зародыш становится полноправным членом человеческого сообщества. А впереди – развилка сказочных дорог возможностей, разных сценариев нашей жизни. И на этой развилке стоит камень, на котором выбиты условия развития того или иного сценария. Какой путь Вы выберете?

Ветер перемен стремительно подхватывает нас и несет дальше. И только театрально-матовые клубы пыли поступков полупрозрачной завесой скрывают прошлое, а может быть, будущее. Хотя даже ветру порой непросто двигаться вперед, в свое будущее, а может, в прошлое. Кто знает?..

Но где-то там Вы стоите с нитью заветного клубка возле Дома Своего Детства и думаете о своем прошлом или будущем. Конечно, Вам решать: остаться ли на месте, бросить ли вперед этот клубок и пойти ли за нитью в неизведанное…

Можно вглядываться куда-то далеко-далеко, за линию горизонта, где небо сливается с морем, лесом, степью или тундрой, и мечтать. А можно просто посмотреть другими глазами на свой дом. Вперед! В добрый путь! В мир Детства!

Введение

Культура детства как объект междисциплинарных исследований
Обращение к теме культуры детства своевременно и актуально, поскольку изучение глубин триады “индивид - личность - индивидуальность” невозможно без понимания сложившихся условий современной культуры детства как таковой.

Детство представляет огромный интерес для исследователей разных наук: этнографов, демографов, экономистов, историков, культурологов, лингвистов, медиков, фольклористов, психологов. Этот перечень можно долго продолжать. Несмотря на всю сложность современной демографической ситуации в России, культура детства остается значимой как фактор позитивного демографического развития страны. Численность населения юга Тюменской области с 2000 г. по 2003 г. уменьшилась на 26,7 тыс. человек [Демографические процессы и рынок труда в Тюменской области, 2004: 3]. По данным статистики уровень смертности превалирует над уровнем рождаемости в России, так по данным Госкомстата РФ в 2002г. число умерших превысило количество родившихся в 1,6 раза, что дало основание дать неутешительную оценку будущему России по долгосрочному прогнозу Организации Объединенных Наций.

Оценка демографического прошлого, настоящего и будущего подтверждает, что демографический фактор занимает важное и должное место во всех аналитических и прогностических разработках, касающихся сегодняшнего и завтрашнего дня и России, и Тюменской области в частности. По оценке государственной статистики численность постоянного населения в Тюменской области уменьшилась за последние 11 лет на 8,3 тысячи (0,6%) и составила на начало 2002 г. 1339,5 тыс. человек. Наряду с этим в Тюменской области увеличивается количество детей, рожденных вне брака: 19,3% от общего числа родившихся в 1991г. – 33,3% в 2001г. На сегодняшний день молодежь иначе организует свою жизнь, чем предшествующие поколения, исходя из социально-экономических реальностей, отбрасывая наработки прошлого. Изменилось отношение к браку вообще, поскольку брак перестал быть обязательным условием рождения ребенка. Так, в 2001г. каждый третий ребенок в Тюменской области рожден вне зарегистрированного брака. Настораживает тот факт, что большую часть внебрачных рождений дают не молодежь (до 20 лет) и отчаявшиеся женщины (после 35 лет), а люди в основных репродуктивных возрастах (20-34 года) [www.oblstat.tmn.ru]. Все это создает угрозу устойчивому укладу жизни, нормальному воспроизводству населения, а также способствует в дальнейшем развитию социальных поведенческих патологий и девиаций.

Вопросы экологии младенчества и раннего детства важны, поскольку это период, когда складываются основные характерологические черты личности, такие особенности душевного и духовного развития, которые определенно проявляются затем в течение всей жизни человека. Например, согласно данным медиков, на грудном вскармливании находится только 4% всех грудных детей, рожденных на территории России [Мой ребенок 2003, №4: 3], и столь незначительный процент отрицательно сказывается на интеллектуальном потенциале нации в будущем [там же: 9], в то же время простое напевание матерью незатейливой колыбельной песни приводит к улучшению и увеличению лактации [Яцык 2000]. Поэтому параллельно возникает проблема сохранения и реализации народных знаний и умений в области материнства и детства. Данная проблема в предлагаемой работе решается на материале традиционной культуры детства русских и сибирских татар, украинцев и казахов, белорусов и башкир, ханты и манси, ненцев и коми, проживающих на территории Тюменской области.

Вместе с тем, культура детства рассматривается нами как один из способов самоидентификации человека в поликультурной среде (проблема глобализма), что приводит к выработке “вакцины” против современного обезличивания и размывания национальных границ.

Как справедливо указывает Г.М.Науменко, “тысячелетний опыт становления и развития человечества включает в себя особую область – опыт становления и развития отдельной человеческой личности как родового существа, несущего в себе - в свернутом виде - этнически определенную память об этапах развития человеческого начала. Это область народной педагогики и особая культура материнства, отцовства и детства. Без этой части общей человеческой культуры невозможно существование культуры вообще, невозможна ее органическая передача от поколения к поколению” [Науменко 1998: 3]. Культура детства рассматривается нами сквозь призму синтеза достижений этнографии, психологии, психотерапии, лингвистики, фольклористики и народной культуры. Но самое главное - это выявление глубокой нравственной сути в поэзии материнства, отцовства и детства.

Современная педагогика как общественная наука и социальные институты образования только сейчас начинают в полном объеме осознавать огромное значение народной культуры материнства, отцовства и детства. Сегодня перинатальные психологи только подошли к изучению механизмов адаптации и создание условий в системе “мать – дитя - отец” для предотвращения стрессовых факторов, развития в этой системе навыков адекватного реагирования на любые изменения, осознанного отношения к родам и умения управлять своими эмоциональными состояниями. Этапы развития центральной нервной системы отражают процесс все более полного овладения человеком как возможностями своего воздействия на окружающее, так и ресурсами собственного внутреннего мира. Это обуславливает, в конечном счете, все возрастающий интерес к особой культуре детства, к детскому фольклору, народной и традиционной педагогике как к выработанным веками формам наследования, сохранения и развития конкретных этносов, населяющих Россию, Тюменскую область в частности.

Нравственное и эстетическое содержание устного народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования его в современной практике воспитания и образования. Рожденная в недрах теплой семейной жизни, народная культура отцовства, материнства и детства должна и может быть освоена современными людьми в самых разнообразных формах. “За прелестью народных колыбельных, за магией и поэзией заговоров стоят не более или не менее интересные частности народного быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье и затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете, - человечества” [Науменко 1998: 13].

Целью данного издательского проекта является формирование позитивного отношения к материнству, отцовству и детству у подрастающего молодого поколения тюменцев, формирование толерантного отношения к представителям других национальностей в условиях тесного межнационального контактирования, пропаганда и сохранение народных знаний в области материнства, отцовства и детства, обучение молодого поколения основам народной культуры детства, материнства и отцовства в условиях г. Тюмени. Поставленная цель решается осуществлением следующих задач:

- описание культуры детства разных этносов как одной из форм сценарного сознания, раскрытие позитивного отношения к культуре детства, материнства и отцовства у основных этносов, проживающих в г.Тюмени путем приведения обрядовой характеристики, сказок, преданий, системы запретов и оберегов, колыбельных, потешек;

- сопоставление обрядовых циклов у представителей разных этносов, проживающих в г.Тюмени и области, и выявление универсалий в культуре детства с точки зрения ритуального дискурса;

- составление нотации колыбельных песен для дальнейшего самостоятельного использования читателями; составление антологии текстов культуры детства народов Тюменской области в аутентиченом исполнении;

- описание образной системы текстов культуры детства разных народов Тюменской области;

- описание особенностей исполнения народной национальной колыбельной песни, потешки, “творения” заговора, оберега;

- выявление положительного влияния народных знаний и умений в области детства на формирование личности ребенка.

Стереотипная ситуация укачивания младенца закрепляет у него наиболее социально пригодные проявления поведения в будущем. В колыбельной песне, заговоре, обереге ребенок становится под стать божественному или полубожественному герою, который живет в сказочной стране. Колыбельные песни ханты (лаль) и манси (няўрам улилаң), являясь сакральными, реализуют позитивное отношение человека в природе и в социуме. Позитивный настрой матери передается ребенку, который, став взрослым, реализует себя как креативная личность, что немаловажно в сложных условиях кочевого образа жизни.

Предлагаемое исследование показывает, насколько важна та информация, которую получает в момент укачивания маленький ребенок для последующей жизни в обществе. Определена специфика национальной колыбельной песни, заговора и оберега в условиях тесного контактирования этносов Тюменской области.

В научный обиход вводится значительный объем фольклорного материала (колыбельные песни славянских, тюркских и угро-самодийских народов Тюменской области, тексты “детских” заговоров и оберегов), всего около 500 единиц. Материал, используемый в книге, представляет собой изыскания в ходе полевых экспедиций автора и его коллег, учеников (Ермаковой Е.Е., Зиннатуллиной Г.И., Мухамадиевой Д.С.), а также личный опыт семьи автора.

Практическая значимость исследования определяется и возможностью применения полученных результатов в разных отраслях знания: фольклористике, лингвистике, психологии, медицине, педагогике, а также в повседневной жизни человека. Примечательно, что в собранных нами колыбельных песнях практически нет таких, которые программировали бы на неудачу, или на безысходное положение. Это позволяет использовать колыбельную песню как один из самостоятельных видов психотерапии и психокоррекции, так и дополнительных.

Использование народных колыбельных песен позволяет снизить медикаментозное лечение детских заболеваний в медицинской практике, имеющих психосоматическую основу. Собранный материал уникален, он может использоваться в качестве источника для других исследователей. Колыбельные песни даются в нотной расшифровке, что дает возможность широкого использования нотированного материала. Описание системы заговоров и оберегов дается в совокупности со всем обрядовым действом, отмечаются условия успешного “творения” заговора и оберега.

Кроме того, новаторским является сам подход к изучению колыбельной песне, которая мыслится как свернутый личностный миф, который раскрывается уже во взрослом состоянии. Совмещение разных методов исследования позволяет комплексно подойти к изучению феномена народной колыбельной песни, раскрыть национально окрашенную специфику ее составляющих (например, кленовая люлька с золотыми боками у украинцев, алая люлька у сибирских татар, белая люлька у сибирских казахов, серебряная люлька у русских), выявить социально-культурные стереотипы поведения, транслируемые в народной колыбельной. Исследование колыбельных песен, заговоров и оберегов своевременно и актуально в виду духовного кризиса современного общества.

Культура детства рассматривается в предлагаемом проекте как особый вид социокультурной коммуникации, который обеспечивает воспроизведение коллективной традиции. Изучение такой коммуникации закономерно, поскольку рассматривает нормативно формализующие механизмы жизни и культуры, стратегии повседневного поведения человека. Такой подход является новаторским и актуальным, поскольку позволяет вскрыть глубинные процессы в сознании человека. Использование экспериментальных методик позволяет получить надежные и легко обозримые данные для разрешения спорных вопросов, связанных с субъективным переживанием колыбельной песни как некоей языковой реальности говорящим и слушающим, с применением народных знаний и умений в области материнства и детства.

Дальнейшее развитие проекта. Результаты данного проекта могут использоваться в психолого-педагогической практике: в детских художественных школах и студиях, музыкальных школах, детских садах и яслях, домах ребенка, детских домах, интернатах, кризисных центрах, школах в качестве иллюстраций по народному творчеству, и в качестве обучающей системы по музыкальному народному творчеству. Данное издание может служить в дальнейшем основой для проведения санитарно-просветителькой работы с девушками и молодыми женщинами детородного возраста, материалы также могут использоваться в работе психологических тренингов личностного роста.

С декабря 2002 г. проводится эксперимент в детской поликлинике областной клинической больницы №2 г. Тюмени (ОКБ№2) по внедрению колыбельных песен в педиатрическую практику в “Школе материнства и отцовства”. Первые результаты позволяют говорить о положительном воздействии народной колыбельной песни на динамику заболеваемости детей первого года жизни.

Динамика заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе эксперимента (2003г.) – применение колыбельных в педиатрической практике ОКБ №2 г. Тюмени (показатели заболеваемости пневмонией, диарейными заболеваниями и анемией в возрастной группе 0-12 мес. по детской поликлинике ОКБ № 2, 1999 – 2003гг.(%) ):

 

1999г

2000г

2001г

2002г

2003г

Пневмония

39,6

16,4

17,6

15,6

12,9

Диарея

6,2

6,0

5,7

4,0

2,8

Анемия

138,8

79,3

107,1

79,3

69,4

Результаты исследования могут использоваться в виде обучающей и коррекционной программы для будущих и молодых родителей, женских консультациях, роддомах, в кризисных центрах детей и подростков, детских и взрослых библиотеках, учебных и лечебных учреждениях различного типа, детских домах, домах-интернатах, домах малютки.

Сегодня мы наблюдаем яркий расцвет лингвокультурологии, лингвовалеологии, объясняющей взаимосвязи и взаимовлияние языка и культуры, что обусловлено стремительной глобализацией современного мира, выработкой механизмов адаптации традиционной культуры в новых условиях.

Сложность объекта изучения состоит в разнонаправленности теоретико-методологических основ в исследовании культуры детства.