Родовые обряды славян Тюменской области

Журнал "Тюменское детство", №4, 2006

От редактора
В этом номере мы знакомим вас, дорогие читатели, с удивительным миром культуры детства славянских народов Тюменской области. По данным Переписи 2002 г. на территории нашей области проживают такие славянские этносы, как русские, украинцы, белорусы, поляки, сербы, словаки, чехи, хорваты, болгары. Каждый из этих народов имеет свою историю на тюменской земле. Кого-то сослали, а кто-то сам приехал в поисках лучшей доли…

В мире народной культуры детства, как в клубке жизни, словно нити намотаны друг на друга и обряды, и песни, и ритуалы, и побасенки… И у каждой нитки свой цвет, своя фактура. Одни нити яркие, словно весенне-летнее разнотравье и разноцветье после дождя. Другие – приглушенные, мягко вбирающие в себя все остальные цвета и оттенки. Одни - прохладные, как ручеек в летний зной. Другие – теплые, словно ласковые мамины руки, которые гладили нас когда-то в детстве по голове… Одни – тяжелые, словно грозовые тучи, готовые разродиться дождем. Другие – легкие, как теплый весенний ветерок. Эти нити сплетаются в различные узоры и всякий раз с неповторимым рисунком, словно жизнь каждого человека. Кто знает, какую песню-нить сплела нам судьба при рождении?.. Может быть, стоит бросить клубок, как в давней детской сказке перед собой, чтобы нить привела к потаенному дому детства.

Шаг за шагом, сматывая нити одну за другой, мы открываем для себя истинную красоту узора жизни, о какой мечтали когда-то детьми. Причем у каждого свои мечты, также как и дом детства. А вокруг сказочно красиво, и тихо-тихо, как предрассветным утром. Вот-вот мир проявится со всей силой красок и звуков. Заповедный лес с запахом чистой листвы и древесной смолы, настраивает на сказочный лад. Щебет таинственных птиц с необычными трелями и переливами, наполняет душу непосредственным ощущением чуда. Чуда, которое возможно в детстве. А может быть и не только в детстве… Наверное, так мечтают о будущем, когда оно становится настоящим. И маленький зародыш становится полноправным членом человеческого сообщества. А впереди – развилка сказочных дорог возможностей, разных сценариев нашей жизни. И на этой развилке стоит камень, на котором выбиты условия развития того или иного сценария. Какой путь Вы выберете?

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

В древности люди верили, что была специальная богиня пуповины, которая помогала ребенку перейти из одного состояния в другое, из мира Нави в мир Яви, из мира идей в мир материи. У древних славян богиня пуповины называлась Баба-Рожаница. На сегодняшний день учеными доказано, что сознание у ребенка начинает активно формироваться уже на четвертом месяце беременности, поэтому ребенок, находясь в утробе матери, чувствует отношение к нему. Ситуация приятия ребенка, находящегося в утробе матери, способствует гармоничному развитию психофизиологии плода. Так, по свидетельству перинатальных психологов, нежеланные дети более завистливы и труднее переносят профессиональные успехи других и их счастье в личной жизни. Кроме того, нежеланные дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и людей с патологическими чертами характера – психопатов.

В мифологии русских, украинцев и белорусов сохранились сведения о богини Мокоши (чье имя означает “мокрая”, “прядущая”), которая символизирует собой беременную женщину, мать-сыру землю, т.е. землю в единстве с водой. У русских юга Тюменской области детское место считается сильным средством возвращения молодости, которое относится к области “черной магии”. Именно с помощью плаценты забирается молодая энергия родившегося ребенка для возвращения сил для состарившегося человека. Позже образ верховного женского божества Мокоши, Великой Матери, трансформировался в образы Бабы-Яги, Василисы Премудрой, Параскевы Пятницы, Покровы и Богородицы.

В традиционной культуре женщина отождествляется с мистическими силами природы, рождающей жизнь. Главное предназначение женщины – рожать детей – воспринималось с древности как нечто на грани чуда. В настоящее время в среде исетских старообрядцев бытует убеждение, что “Богородица из подмышки Господа родила, а людям воспретила. У нее свят дух через подмышку вышел, из-под правой руки”. Украинцы верят, что звезды – это души людей: сколько на небе звезд, столько и людей на земле. Вообще у славян распространено мнение, что детей приносит аист, или что детей нашли в капусте. Время вынашивания ребенка является сакральным в народной культуре. Очень важным считался момент зачатия: “В какой день зачать ребенка, какую пору-время, чи в счастливое, чи в несчастливое – мы не гадали, а знавали. Вот на Купалу в Иванову ночь зачнешь – богатырь будет. В Святу Троицу – богобоязнен станет. На ущербе молодого месяца зачнешь: болезен будет, а при полной луне – здоров и богат. И на небо на частые звезды взглядывали и зори высчитывали. На вечерней заре зачнешь, дите угрюмо и зло родится, на утренней – весел и добр будет. В полдень зародится: ленив будет, а в полночь – работлив”.

У народов Тюменской области много запретов и мер предосторожности и для самой беременной женщины и по отношению к ней. До сих пор считается, что о беременности женщины до самого момента родов должно знать как можно меньше народу, поскольку пристальное внимание посторонних, пересуды, разговоры могут оказать сильное отрицательное воздействие на будущую мать и младенца. Таково мнение у русских, украинцев, белорусов. Пол предсказывали следующими способами:

    • Запомнить, в каком боку у беременной зашевелится в первый раз: в правом – к девочке, в левом – к мальчику;
    • Если на лицо родильница не меняется, а лицо чистое, без пятен, значит, будет девочка. А если исхудала, лицо пятнами – мальчик.
    • Если живот “острый” - к мальчику, а “тупой” - к девочке;
    • Если попросить беременную женщину показать руки, и она протягивает ладошками вниз – к мальчику, а если ладошками вверх – к девочке;
    • Если попросить беременную лечь, и она ляжет на правую сторону – будет мальчик, а если на левую – девочка.

Рождение ребенка сопровождалось массой предосторожностей. В это время в доме должны быть разомкнуты все замки, открыта печная заслонка, развязаны все узлы на роженице, расплетены ее волосы; роженица должна пить воду, слитую с иконы Божьей Матери. Перед тем как отправиться рожать, женщине рекомендовалось взять яйцо, окатить его водой и сказать: “Как с яйца вода стекает, так с меня ребенок выкатись!”. И по животу это яйцо покатать. Если женщина долго мучается родами, то повитуха говорила, что “Бог еще пишет ребенку судьбу”. Помимо этого, роженица или женщина, принимающая роды, должна читать специальные заклинания.

Заговор на благополучные роды

Бабушка Соломонидушка Христа парила, да и нам парку оставила. Господи, благослови! Ручки растите, толстейте, ядренейте, ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми. Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила: не будь сидун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: пар, да баня, да вольное дело! Банюшки да воды слушай. Не слушай ни уроков, ни прочищев, ни урочищев, ни от худых, ни от добрых, ни от девок-простоволосок. Живи да толстей, да ядреней.

Как только начинались роды, растапливали баню, в которой роженицу распаривали, чтобы она могла легко разродиться. Для паренья готовили веники из молодой березы. Баба-повитуха шла с новым ведром на реку, набирала там воду обязательно по течению реки. Вернувшись в баню, молилась, затем опускала в ведро правую руку, черпала горстью воду, сливала ее по руке через локоть в ушат и приговаривала:

“Как вода на локте не держится, так на рабе Божьей (имярек) – ни уроки, ни призоры не держитесь!”. Так она черпала воду тридевять раз и с молитвой опускала в эту воду три раскаленных докрасна уголька и чертила на воде ножом крест. Потом бабка сажала роженицу на порог бани лицом на восток и трижды брызгала ей в лицо наговоренной водой, при этом трижды повторяла слова: “Вода-водица! Вода-царица! Вода-благодарица! Так течешь, омываешь красны бережочки, желтые песочки, пенья и коренья, белы каменья, так омой рабу Божью (имярек)! Сухватки, призоры, лихие оговоры – из лиц и косиц, из ясных очей, из черных бровей, из белого тела, из ретивого сердца, из горячей крови. Тем соам моим ключ и замок, крепкий заговор!”. Оставшаяся вода выливалась роженице на голову. Потом бабка помогала роженице улечься на полок, разминала и растирала тело и живот руками и суконными тряпочками, парила березовым веником, приговаривая: “Идет красна девка с сухим веником, тушит-гасит баенную нечисть, все сухватки и боли! Как у этого веника листки опадут, так и сухватки и боли пропадут!”. Ту же она плескала три раза воду на каменку и гоорила: “Мою рабу Божью (имярек) во жару, во пару! Как идет из каменки жар, а из дымника пар, так бы с рабы Божьей (имярек) все скорби и боли!”. Но в бане роженицу подстерегала другая опасность – банница. Банница – это дух бани в женском обличье, который мог задушить роженицу. Как сообщают наши информанты из с.Исетское, банница жила за печкой, была невидима, одета во все белое, имела длинные волосы. Именно банница может задушить роженицу, придавить ей грудь в родах или сразу после них. Поэтому роженицу не оставляли одну, а как только она начинала задыхаться плескали ей на голову и грудь холодную воду. Один из наших информантов, Зуев А.В., врач-гинеколог, говорит, что банница может быть соотнесена с поздним токсикозом и с гестозом беременных, когда смерть может наступить сразу после родов из-за высокого давления у роженицы. Иногда только роды происходили в избе: В потолок – кольцо, а него – полотенец, на колени становится, под колени ей постель подстилается, и она рожает. Оботрут младенчика чистым полотенцем”.

Кроме того, распространено было убеждение в магической помощи мужа роженице. Так в ряде областей южной Украины муж взбирался на крышу дома, где проходили роды. К его причинному месту привязывалась суровая нитка, за которую роженица дергала в момент схваток. А на Житомирщине мужу роженицы могли затолкать в задний проход окуня и вытаскивали его. Считалось, что тогда роженица быстрее и легче разродиться. Иногда во время родов жены муж изображал родовые муки, стонал, кричал, при этом доводил себя до того, что “бледнел, как полотно, и чернел, как чугун”. А еще верили, что роды облегчатся, если муж подойдет и поцелует жену или подержит ее на коленях во время схваток. Для ускорения родов жену переводили через мужа или, наоборот, роженица трижды проползала между ног мужа. От сглаза, который мог быть причиной трудных родов, роженице давали утереться мужниной потной рубахой, в которую, кстати, заворачивали новорожденного. Это делали для того, чтобы ребенок не болел. Повитуха в момент родов стоит рядом и говорит: “Открой врата царские, Иисус Христос!” - чтобы у женщины раскрылись кости. Приняв ребенка, она завязывает пуповину и снова говорит: “Закрой царские врата, Господи, войди опять в алтарь” - и делает замыкающие движения руками, как будто она закрывает врата.

Далее забота о младенце переходит к матери или ближайшим родственницам. Именно они осуществляют массу различных специальных церемоний, например, у русских и украинцев до того, как младенца в первый раз положат в колыбель, в нее надо запустить кота, который должен там немного подремать. Кот считается любимцем домового, а, кроме того, последний может принимать образ кота и в таком виде являться к хозяевам. Именно поэтому в колыбельных песнях образ кота является одним из самых любимых: “У кота ли, у кота колыбелька золота, а сыночки маво есть получше таво”; “Уж ты, кото-котонай, иди детку покачай!”; “А-а, котки-два шари-бури обыдва…”; “А-а, коточок, украв в бабы клубочок”; “Сира кыця мылася, у викно дывылася? Хвостыком махала, котенят шукала”. Не случайно именно кот-баюн, ученый кот встречается в сказках, как в народных, так и авторских. Для охраны младенца от нечистой силы использовали предметы-обереги: на дно колыбельки клали небольшой нож, втыкали иголку, под голову клали хлеб с солью и чеснок (первое – как пожелание здоровья и благополучия, второе – как оберег от нечистой силы и сглаза). У славян повивальная бабка сбрызгивала новорожденного подсоленной водой от сглаза. По окончании родов роженица сливала чистую воду на руки повитухе и подавала ей новое полотенце. Считалось, что тогда кровотечение у женщины быстрее прекратится и матка сократится быстрее.

Если же ребенок в колыбели беспокоен, не спит по ночам, его нужно избавить от крикс и ночниц, от тревожащей его полуночницы. Для этого у русских, например, надо после ужина завернуть ребенка в свадебную скатерть, не дотрагиваться руками, зубами завязать узлы, положить в подол, три раза на вечерней заре поднести к окну, и младенец успокоится.

Все приметы, обряды можно назвать системой магической охраны, в центре которой стоит главный объект – человек, а число предметов, окружающих его и выступающих в роли магических инструментов практически неограниченно. У славян к таким оберегам относились, прежде всего, острые предметы (нож, шило).

Первую неделю после родов (до отсыхания пуповины, приблизительно 5-10 дней) мать с новорожденным были изолированы от других людей, поскольку считались ритуально нечистыми. И женщина, и ребенок находились на грани между мирами, поэтому женщина все это время не меняла одежды и ела из отдельной, специальной посуды. Таково отношение к роженице и младенцу практически во всех культурах.

Конечно, время вспять не повернешь, да и, наверное, не нужно этого делать, а вот внести немного поэзии в свою жизнь, особенно в такой знаковый момент как рождение, при желании может каждый. Как справедливо отмечает Дж.Хокинс: “Легенды и мифы – загадочное духовное наследие прошлое; их рациональные корни, если они вообще существовали, давно забыты. Но они все еще воздействуют на сознание…”.

Ирина Карабулатова,
Д.филол.н., профессор

Информация о диске:
“Ирина Карабулатова. Магия детства: колыбельные и заговоры народов Тюменской области” - это сдвоенный CD-альбом (29 треков), на котором представлены колыбельные и заговоры русских, украинцев, белорусов, татар, казахов, проживающих на территории области. Проникновенное исполнение, ненавязчивое музыкальное сопровождение, ориентированное на ребенка, естественные суггестивные шумы (голоса птиц и животных, шумы ветра, дождя) создают атмосферу умиротворенности и покоя. На втором диске представлены аудиоверсия караоке для исполнения колыбельных песен самим родителем. Презентация альбома вошла в цикл мероприятий, посвященных 300-летию С-Петербурга в рамках Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы в 2003 г.. CD-диск получил диплом “Новинка года” Международной торговой выставки “Тюменская марка-2003”. По мотивам песен в 2004 г. был выпущен видеоклип “Колыбельная Сибири”, который занял призовое место в региональном конкурсе видеоклипов “Люблю тебя!”. Альбом получил высокую оценку специалистов и блестящие отзывы от слушателей не только Тюменской области, но и ближнего, дальнего зарубежья.

Приобрести диск можно в Художественном салоне регионального отделения Союза художников России (г.Тюмень, ул.Республики, д. 155б, тел.3452-36-04-79), Институте гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета, сектор филологии (г.Тюмень, ул. Ленина, д.23, каб.607, тел. 3452-45-51-04, e-mail kis@utmn.ru), редакции журнала “Тюменское детство” (г.Тюмень, ул.Республики, д.26, оф.401, тел. 3452-24-58-96).