Главная страница

О музее

Село Исетское

Старообрядчество в Приисетье

Век двадцатый

Природа Приисетья

А.Л. Емельянов - основатель музея


Проект "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Проект "Культура и искусство Тюменской области"

Старообрядчество в Приисетье


В конце XVII - начале XVIII веков Приисетье стало одним из четырех центров раскольничества на Урале и в Сибири (известны также исторически сложившиеся центры старообрядчества в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). При Петре I староверов стали называть двоеданами, так как им приходилось платить две дани, налога, чтобы открыто исповедовать свою веру. Опираясь на немногочисленные летописные источники, а также устные предания, большинство исследователей склоняются к тому, что предками Исетских старообрядцев являлись переселенцы с Русского Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. На первых порах раскольники были едины, но к концу XVII века они разделились на два направления - поповщину и беспоповщину. Если беспоповцы считали, что после Никоновских реформ "священство улетело в небо", то в поповщине были попы, перебегавшие к староверам из официальной церкви. Помимо этих двух направлений в среде староверов сложился ряд других обособленных ответвлений. Дырники, просверлив дыру в специально отведенном углу избы молились на солнце и месяц. Некоторые староверы поклонялись тополю и березе. Элементы подобных форм веры свидетельствовали о частичном возврате раскольников, разочаровавшихся в официальной церкви, к язычеству. В 1751 году Тобольской консисторией были предприняты попытки насильственного обращения старообрядцев Приисетья в лоно Православной церкви. Однако, в большинстве случаев подобные "увещевания" оказывались безуспешными и заканчивались либо открытым неповиновением либо актами самосожжения.

Духовным наставником старообрядцев Приисетья являлся Мирон Иванович Галанин (1726-1806), которого местные жители называли Святым Миронушкой. Некоторые исследователи считают Галанина основоположником крестьянской литературы. Язык оставленных им писем, текстов духовного и исторического содержания отличается от литературного языка бытовавшего в России конца XVIII века. Он более приближен к разговорной речи, и выражает суть самых высоких проявлений народной духовной жизни. Жизнь Мирона Галанина была близка к мученической. Он часто подвергался преследованиям и пыткам со стороны официальных властей и духовенства из-за своего высочайшего духовного авторитета среди старообрядческого населения. Более девяти лет Галанин провел в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга, подвергаясь жестоким лишениям и пыткам. Вместе с осужденными смертниками он выполнял непосильные работы на горнозаводском мраморном карьере. Могила Галанина в деревни Кирсаново является святым местом для старообрядцев так же как и колодец Святого Тарасия, который находится вблизи деревни Дружинино Шатровского района Курганской области.

   

В настоящее время в труднодоступных окрестностях Приисетья сохранились отдельные старообрядческие поселения, в которых строго соблюдаются сложившиеся на протяжение столетий законы веры и жизненного уклада. Как правило, старожилы неохотно идут на контакт с приезжими исследователями, старательно оберегая свои тайны от чуждого и враждебного им внешнего мира. Участник одной из экспедиций в старообрядческую деревню рассказывал, как местные жители впустили его в свой дом, однако, стакан из которого он пил поставили отдельно от остальной посуды, тем самым демонстрируя свое отношение к "мирским" людям, как к носителям некой "нечисти". В 1979 году основатель Исетского краеведческого музея А.Л. Емельянов обнаружил староверческую часовню, построенную на могиле Мирона Галанина в деревне Кирсаново. В районной газете об этом открытии была опубликована заметка, привлекшая внимание группы исследователей-краеведов из Тюмени. Однако, когда организованная экспедиция достигла своей цели, было обнаружено, что часовня опустела, из нее исчезли все иконы. Существует два предполагаемых объяснения этому происшествию - либо после появления газетной публикации часовня была разграблена некими злоумышленниками, либо иконы были перемещены староверами в более надежное потайное место. 

 

До 60-х годов ХХ века во многих старообрядческих деревнях Приисетья сохранялась своя уникальная календарная и семейная обрядность, которая подробно описана рядом исследователей Тюмени и Урала. До недавних времен можно было встретить старообрядческие селения, в которых местные жители продолжали строго придерживаться образцов старинной одежды. Вот как описывает эти традиции сотрудник Тюменского областного краеведческого музея Г.А. Королева: "Незыблемым было требование носить одежду старинных образцов. С.Т.Чащилова, жительница с.Кирсанова, вспоминает о том, что в соседних деревнях и селах девушки надевали модные в 20-30-е годы парочки - юбку и кофту из одного куска ткани. Модницы наряжались в юбки и кофты разной расцветки, а среди староверов всякие попытки заменить лямочники с сарафанами на модную одежду пресекались. Порой тайком сшитую юбку и кофту девушка не успевала даже надеть. Мать отбирала и запирала наряд в чулан, либо рубила ненавистные ей вещи, заставляя девушку носить лямочник".

Сохранившиеся очаги старообрядства в Приисетье демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада, подчиненного продолжающей жить на протяжении веков самобытной духовной культуре.

Создатели сайта выражают благодарность коллективу музея за предоставленные сведения об истории села Исетского.


Губернская Академия © 2002

webmaster - Роман Федоров

 

 

Сайты других сельских музеев в проекте "Традиции и история сельских районов Тюменской области"

Ярковский краеведческий музей

Успенский народный краеведческий музей им. Г.Я. Сотникова

Нижнетавдинский краеведческий музей