Мерзлотоведы нашли способ строить надежные автодороги в Арктике

Наука криология родилась на базе точных и естественных наук, таких, как физика, математика, химия, геология и география, однако отсутствие философского прошлого создало свои особенности, в том числе и негативные. Академик Владимир Мельников подготовил нестандартный — философско-научный доклад, в котором представил свое видение развития воззрений на холодный мир.

Первая подобная конференция мерзлотоведов состоялась в тюменском регионе еще в 1989 году. С тех пор ученые собираются регулярно не реже раза в год, несмотря на то, что научное сообщество, которое занимается мерзлотой, одно из самых маленьких в мире. Начало мерзлотоведению, как считают ученые, положено в России. Родоначальник науки — Михаил Сумгин, который в 1927 году издал первую монографию по мерзолотоведению.

В этом году научный форум посвящен 25 дню рождения Инстиута криосферы Земли и Тюменского научного центра СО РАН. Особенностями этой конференции стало участие большого числа молодых специалистов, а также небольшое гостей из-за рубежа, что объясняется в том числе и непростой общеполитической ситуацией в мире. Однако посетить форум нашли возможность ученые из Норвегии и США.

Говоря о теме конференции, Владимир Мельников подчеркнул, что Арктика в настоящее время получила новый импульс развития — острова заселяют военные, нефтегазовые компании активно осваивают шельф, серьезно развивается инфраструктура: строятся заводы по переработке сжиженного газа, новые порты и дороги. Однако ученых беспокоит экологическая сторона вопросы.

«Очень мало предложений вмешаться на этапе изысканий, чтобы сохранить окружающую среду. Ученым методы сохранения известны, а проектантам и строителям — нет. Сколько президент ни говорит, что в прикладную науку должен инвестировать бизнес, продолжается финансирование из государственной казны. Надеюсь, ситуация изменится, и прикладные направления начнут финансировать коммерческие структуры», – сказал академик.

По его словам, в Арктике остается очень много проблем. Ученые предложили новую технологию строительства дорог в Арктике. На это откликнулось руководство Ямала и дорожники «на ура» восприняли предложение об использовании новых материалов, чтобы дороги служили дольше, а их качество было более высоким. Этот вопрос также станет темой обсуждения на конференции.

Не обойдут вниманием участники форума и исследования удивившей весь мир воронки на Ямале. Специалист Института криосферы Земли Марина Лейбман, участвующая в конференции, стала первым исследователем, которая была доставлена к воронку, увидела ее в первозданном виде и провела исследования, позволяющие понять, что и почему произошло. Теперь ученые считают, что таких воронок на Ямале множество. Прежде их принимали за термокарстовые озера. Скорее всего, это тоже воронки, образовавшиеся в результате подземного взрыва газа. Но это еще предстоит изучать.

(Автор: Иван Литкевич. «Вслух.ру»)